Цели и задачи боевых приёмов борьбы
1. Занятия по боевым приемам борьбы проводятся с целью формирования навыков самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан, воспитания смелости, решительности, инициативы и находчивости.
2.На занятиях решаются следующие задачи:
- обучение боевым приемам борьбы и тренировка в выполнении этих приемов;
Обучение умелым действиям в использовании средств индивидуальной защиты и нападения, применения наручников и использования подручных средств в рукопашной схватке;
Выработка выносливости, ловкости, скорости, силы, решительности, быстроты ориентировки и инициативы;
Воспитание уверенности в своих силах, стремление сблизиться с противником и обезвредить его.
Специальная дисциплина по боевым приёмам борьбы представляет собой часть науки о физической подготовке и изучает закономерности физического совершенствования сотрудников с помощью характерных для неё средств, методов и форм в интересах боевой подготовки.
В основе теоретических положений при определении целей, задач и содержания подготовки, к боевым приёмам борьбы они опирается на главные принципы закономерности теории деятельности, разработанные отечественными психологами.
В процессе преподавания дисциплины по боевым приёмам борьбы используются теоретические и организационные положения, системы понятий, разработанная теорией и организацией физической подготовки.
Поскольку основной структурой частью боевых приёмов борьбы являются единоборство, то многие приёмы, двигательные действия, методические и тактические положения и понятия заимствуются из практики спортивных единоборств (борьбы, бокса, фехтования и т.д.).
Следует сказать, что только конкретный понятийный аппарат позволяет создать стройную систему знаний специальной дисциплины «Боевые приёмы борьбы».
Основные понятия по боевым приёмам борьбы
Боевые приёмы борьбы представляют собой вид служебно-боевой деятельности сотрудников органов внутренних дел в ближнем бою с целью самозащиты, обезвреживания и задержания лиц, угрожающих общественному порядку или личной безопасности граждан с правонарушителем.
Боевые приёмы борьбы – это специально организованные движения, сливающиеся в единый акт, в котором перерывом между отдельными составляющими его частями. Они выработаны в боевой практике с учетом анатомии человека и биомеханики его движений. Приемы составляют технику единоборств и являются предметом обучения военнослужащих в их подготовке к рукопашном бою.
Удар – резкий (с максимальной быстротой) сильный толчок, производимый конечностью или оружием, как правило, с размаху.
Отбив – ударное движение, выполняемое собственным оружием, конечностью (рукой, ногой) по оружию или по конечности противника с целью выведения в сторону от линии движения их к цели.
Конвоирование – сопровождение противника в нужном направлении угрозой оружия или взаимодействием болевого приема.
Загиб – рычаг, при котором конечность противника заводится назад (за спину, за голову).
Замок – способ соединения рук с помощью пальцев или захватом кистью одной руки предплечье другой.
Самостраховка – смягчение приземления при падениях для предохранения собственного тела от ушибов.
Под профессиональной прикладной подготовкой – понимается подбор и применение таких средств, методов и форм, которые в наилучшей степени обеспечивают решение задач как общих, так и специальных для соответствующего рода профессий.
Страховка – поддержка партнера при его падениях в процессе обучения.
Захват – активный «контакт» с противником для того, чтобы создать условия проведения атакующего действия или, наоборот, помешать противнику провести атаку.
Передвижение – перемена местонахождения ОЦТ тела в пространстве с целью принятия удобного положения по отношению к противнику.
Нырок – быстрая группировка туловища с одновременным движением под атаку противника.
Изготовка к бою – наиболее удобное положение бойца по отношению к противнику, позволяющему осуществлять свои намерения и предупреждать действия противника.
Стойки – вертикальное положение обучаемых, применяемые в качестве исходного положения перед выполнением приема.
Дистанции – положение противника по отношению друг к другу, определяемое расстояние между ними, которое бывает дальним (кода контакт между противниками достигается после совершения одного шага или скачка); средним (когда контакт с противником достигается за счет одного шага, скачка или выпада); ближним (когда контакт осуществляется без дополнительных движений);
Атаки – действия стремительного нападения на противника в процессе единоборств. Они бывают простыми и сложными. Простые атаки состоят из одного приема, которым возможно уничтожение или выведение из строя противника. В сложные атаки включаются: первое атакующее действие, развитие атаки, завершение или выход из неё. Первым атакующим действием, при удачном его проведении атака может завершиться. Для развития атаки используются наиболее действенные приемы, следующие один за другим и заканчивающиеся таким, который бы обеспечил победу над противником. При неудавшейся атаке предусматриваются действия, необходимые для выхода из неё (отход, уход) и дальнейшего продолжения единоборства. Разновидностями атак являются:
Контратаки – это разновидность встречных атак на противника, начавшего свою, как правило, сложную атаку. Они начинаются на первое движение противника с целью опередить его в атаке.
Для определения содержания БПБ необходимо рассмотреть стандартные ситуации, которые возникают при столкновении с преступником. В настоящее время большинство преступников имеют пистолет, нож, гранаты, подручные средства (шило, нунчаки, цепь и др.) Первая ситуация, когда сталкиваются преступник и сотрудник ОВД вооружены.
В этом случаи нападающая сторона (преступник) будет стремиться поразить сотрудника выстрелом. Обороняющая сторона попытается отбить атаку и перейти к атакующим действиям. В таком случае содержание рукопашной схватки будет составлять приёмы боя с оружием и самозащита при угрозе пистолетом.
Вторая ситуация – это когда оба «противника» не вооружены. В ней содержание рукопашной схватки составляют приёмы без оружия: удары рукой, ногой, болевые приёмы, броски, защиты от ударов руками, ногами и т.д.
Третья ситуация, при которой один из « противников» вооружен. В этой ситуации будет задача обезоружить противника.
Технику БПБ составляют комплекс приемов, соответствующих цели деятельности сотрудников ОВД. Таким образом, объектом классификации техники БПБ являются приемы.
Приёмы подразделяются:
Подготовительные приёмы- приёмы нападения;
Приёмы защиты;
Специальные приёмы и действия.
К подготовительным приёмам относятся:
Положения, стойки, изготовки к бою;
Передвижения, шагом скачком;
Приёмы самостраховки группировки, кувырки, падения.
К приёмам нападения относятся:
Приёмы нападения с оружием - тычки, удары, уколы автоматом, удары палкой резиновой, удары ножом.
Приёмы нападения без оружия – удары рукой, удары ногой, болевые и удушающие приёмы, броски.
К приёмам защиты относятся:
1. Приёмы защиты с оружием:
При уколе штыком, ударе стволом, ударе палкой;
С использованием палки резиновой.
Приёмы защиты без оружия:
От ударов рукой, ногой и головой;
Освобождения от захватов и обхватов.
Обезоруживание:
При угрозе автоматом, пистолетом;
При ударах ножом и палкой резиновой.
Специальные приёмы и действия:
Наружный осмотр;
Связывание и надевание наручников;
Сопровождение.
Оценка за выполнение курсантами БПБ выставляется на основе определения качества выполнения заданий, направленных на решение типовых задач с помощью БПБ, характерных для оперативно служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Например, «Силовое задержание правонарушителя. Находясь сзади нарушителя, болевым приёмом задержать, обезвредить его и сопроводить в заданном направлении» - для курсантов первого курса.
«Силовое задержание правонарушителя. Бегущего навстречу нарушителя задержать любым приёмом, с последующим надеванием на него наручников, провести наружный осмотр и сопроводить в заданном направлении» - для курсантов третьего курса.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
1. К вопросу обучения боевым приемам борьбы сотрудников, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел
боевой борьба физический подготовленность
В последнее время министерство внутренних дел России все больше внимания уделяет выработке у сотрудников навыков умелого применения приемов задержания и сопровождения правонарушителей. В результате изучения раздела «Боевые приемы борьбы» у сотрудников органов внутренних дел должен выработаться устойчивый навык задержания вооруженного и невооруженного правонарушителя. В соответствие с примерной рабочей программой для сотрудников среднего и старшего начальствующих составов впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, на изучение раздела «Боевые приемы борьбы» отводится 60 часов. Тематика и последовательность изучения приемов приведены в таблице 1.
Таблица 1. Тематический план раздела «Боевые приемы борьбы»
Тема занятия |
Всего часов |
||
Специально-подготовительные упражнения |
|||
Удары руками и ногами |
|||
Защитные действия от ударов (руками, ногами, предметом) |
|||
Освобождение от захватов и обхватов |
|||
Задержание и сопровождение правонарушителя |
|||
Обезоруживание правонарушителя вооруженного ножом |
|||
Обезоруживание правонарушителя вооруженного пистолетом |
|||
Личный досмотр, связывание, сковывание |
|||
Тактико-техническая подготовка |
Из таблицы видно, что материал программы по обучению боевым приемам борьбы достаточно обширный и охватывает практически весь спектр приемов, рекомендованный приказом МВД России от 13.11.12 № 1025 ДСП. Учитывая то, что сотрудники, впервые принимаемые на службу, в большинстве своем, недостаточно хорошо физически подготовлены и лишь единицы раньше занимались в спортивных секциях, 60 часов на изучение боевых приемов борьбы недостаточно.
Распределение учебных часов и последовательность изучения тем, на наш взгляд, также нуждается в некоторой корректировке. Так на изучение техники выполнения ударов руками и ногами отводится шесть часов, а на тему «Освобождение от захватов и обхватов» - только четыре. Тогда как в задачах связанных с ограничением свободы передвижения ассистента, предназначенных для проверки уровня физической подготовленности сотрудников на контрольных занятиях, демонстрации ударов нет вообще, а приемы освобождения от захватов и обхватов представлены в полном объеме.
Научить выполнению задержания правонарушителей бросками за пять учебных занятий практически невозможно. Для изучения бросков слушатели должны владеть приемами страховки и самостраховки, в противном случае обучение и, тем более, совершенствование навыков выполнения бросков неизбежно приведет к получению травм.
Способы страховки и самостраховки отрабатываются при изучении темы: «Специально-подготовительные упражнения» на изучение которой отводится всего одно занятие. За это время сформировать навык выполнения самостраховки нереально. Поэтому при изучении темы «Броски» на наш взгляд целесообразно акцентировать внимание слушателей только на задержание броском с захватом ног сзади который прост в изучении и эффективен в применении, остальные броски должны рассматриваться только в демонстрационном, информативном виде и совершенствоваться самостоятельно в дополнительное время, либо увеличить количество часов.
Также необходимо скорректировать и последовательность изучения тем раздела «Боевые приемов борьбы». В соответствии с требованием приказа МВД России от 13.11.12 № 1025 ДСП все технические действия выполненных боевых приемов борьбы должны заканчиваться задержанием и сопровождением. Это значит, что на начальном этапе обучения слушатели должны научиться правильно выполнять приемы задержания и сопровождения. В предлагаемой последовательности приемы задержания и сопровождения изучаются после тем «Защитные действия от ударов (руками, ногами, предметом)» и «Освобождение от захватов и обхватов». Таким образом, нарушается один из основных принципов обучения - принцип последовательности и систематичности.
На наш взгляд, наиболее логичной и оптимальной была бы следующая последовательность изучения тем раздела «Боевые приемы борьбы»:
1.«Специально-подготовительные упражнения»
2. «Удары руками и ногами»
3. «Задержание и сопровождение правонарушителя»
4. «Защитные действия от ударов (руками, ногами, предметом)»
5. «Обезоруживание правонарушителя вооруженного ножом»
6. «Обезоруживание правонарушителя вооруженного пистолетом»
7. «Освобождение от захватов и обхватов»
8. «Броски»
9. «Личный досмотр, связывание, сковывание»
10. «Тактико-техническая подготовка»
Такая последовательность систематизирует процесс изучения боевых приемов борьбы, что, в конечном итоге, позволит успешно применять приобретенные навыки в дальнейшей профессиональной деятельности.
2. О необходимости изменения порядка контроля уровня физической подготовленности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации
Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации определяет основы организации физической подготовки сотрудников для формирования физической готовности к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечения высокой работоспособности в процессе служебной деятельности.
Основным средством физической подготовки являются общефизические упражнения (на силу, быстроту и ловкость, выносливость) и служебно-прикладные упражнения (боевые приемы борьбы).
С целью проведения занятий по физической подготовке все сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации распределены на две категории:
Сотрудники полиции.
Сотрудники, не являющиеся сотрудниками полиции.
Требования к физической подготовленности данных категорий сотрудников различны. Для сотрудников полиции проверка осуществляется по двум общефизическим упражнениям (по одному на силу, быстроту и ловкость) а также выполнением боевых приемов борьбы. Для сотрудников, не являющихся сотрудниками полиции, предусмотрен один вид контроля физического состояния на выбор или на силу, или на быстроту и ловкость. Кроме этого спектр боевых приемов борьбы сокращен. Контроль физического качества «выносливость» для сотрудников полиции и сотрудников, не являющихся сотрудниками полиции, не предусмотрен.
Несмотря на различные подходы в определении физической подготовленности сотрудников данных категорий, требования к их профессиональной составляющей едины. Обратимся к статье 27 части 14 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» где сказано «…сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:…. принять меры предотвращения и (или) пресечения преступления, административного правонарушения, задержанию лиц подозреваемых в их совершении», то есть осуществить силовое задержание. Силовое задержание или силовое противодействие предусматривает определенную (достаточную) степень общей физической подготовленности и уверенное владение боевыми приемами борьбы. Это относится, как к сотрудникам полиции, так и к сотрудникам органов внутренних дел России, не являющихся сотрудниками полиции. Сотрудники органов внутренних дел, не являющиеся сотрудниками полиции, а также стажеры могут привлекаться к выполнению обязанностей, возложенных на полицию, в порядке определенным федеральным органом исполнительской власти в сфере внутренних дел. В этом случае на них распространяется установленные настоящим Федеральным законом обязанности, права, ответственность, гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции) . Насколько физическая составляющая сотрудников различных категорий в том числе сотрудников-женщин обеспечит выполнение требований Закона?
Рассмотрим требования к уровню владения сотрудниками боевыми приемами борьбы. «Выполнено» - если сотрудник уверенно и эффективно защитился от атакующих действий (переместился с пути движущейся атакующей конечности или направления ствола огнестрельного оружия, отбил атакующую конечность встречным ударом (выбил оружие), остановил атакующую конечность либо отбивом отвел ее в сторону, обозначил расслабляющий удар и освободился от захвата (обхвата), подавил сопротивление (акцентированно обозначил удар, толчком или рывком вывел ассистента из равновесия); ограничил свободу передвижения ассистента (сковал его руки болевым приемом, надежным и удобным для сопровождения, надел наручники или связал, вынудил ассистента угрозой применения оружия повиноваться или условно применил его на поражение. Данные требования распространяются на все категории сотрудников. Мало того, при решении задач по ограничению свободы передвижения ассистент, предусматривается выполнение защитных действий от ударов, освобождение от захватов и обхватов, пресечение действий с огнестрельным оружием, с соблюдением условий, исключающих возможность атакуемого заранее (до начала атаки) знать какое атакующее действие будет проводить ассистент.
Моделируя практическую ситуацию по силовому задержанию правонарушителя сотрудником-женщиной, рассмотрим ее функциональную готовность для выполнения поставленной задачи. В частности, женщину, являющуюся сотрудником полиции. Согласно Наставлению, уровень общей физической подготовленности сотрудника полиции определяется по минимальному количеству баллов, набранных в двух упражнениях на выбор (на силу, быстроту и ловкость). Значит, набрав минимальное количество баллов, сотрудник функционально готов выполнить возложенные на полицию обязанности. В рамках эксперимента нами было предложено сотрудникам-женщинам всех возрастных категорий выполнить упражнения челночный бег 10Х10 не бегом, а спортивной ходьбой (шагом) то есть без фазы полета.
На основе полученных данных были рассчитаны усредненные результаты.
до 25 лет - средний результат 39,5 с, что составляет 25 баллов;
до 30 лет - 39.5 с - 25 баллов;
до 35 лет - 41 с. - 24 балла;
до 40 лет - 41 с. - 24 балла;
до 45 лет - 43 с. - 22 балла;
более 45 лет - 45 с. - 20 баллов.
Имея определенное количество баллов, полученное при ходьбе, рассмотрим насколько трудно будет набрать минимальное количество баллов для определения физической подготовленности выполняя упражнения на силу на выбор
Полученные данные позволяют сделать вывод, что при ходьбе челноком 10Х10 набрать минимальное количество баллов выполняя упражнение на силу (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, наклоны вперед из положения лежа на спине в течение 1 минуты) не вызывает никаких сложностей. И чем старше сотрудник-женщина, тем легче набрать необходимое количество баллов характеризующих физическую подготовленность сотрудника как достаточную. О какой физической подготовленности для выработки высокой работоспособности в процессе служебной деятельности может идти речь?
При этом требования Закона определяет обязанность сотрудника по силовому задержанию правонарушителя, не дифференцируя его по гендерным различиям и возрасту. Также при проверке физической подготовленности сотрудников в период инспектирования, контрольных и целевых проверок сотрудники-женщины должны выполнять упражнения по разделу боевые приемы борьбы без каких либо ограничений.
Исходя из этого, возникает вопрос: может ли сотрудник-женщина, имеющий очень слабую общефизическую подготовленность осуществлять силовое задержание или противодействовать правонарушителю (т.е. быть физически готовой выполнять эффективно упражнения из раздела боевые приемы борьбы)? Эта задача заведомо не выполнима. Тем более, когда согласно ст. 32 ФЗ-3 «О полиции» мы можем привлечь к выполнению обязанностей, возложенных на полицию сотрудников, не являющиеся сотрудниками полиции, у которых требования по физической подготовленности еще ниже, а перечень боевых приемов борьбы ограничен.
О данном диссонансе мы говорили и ранее. Считаем ошибкой исключение из числа обязательных контрольных упражнений испытаний на выносливость у всех категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а также крен на выполнение упражнений из раздела БПБ без соответствующей общефизической подготовленности. По нашему мнению базисом должна являться более серьёзная общефизическая подготовка во всех возрастных группах, а раздел БПБ должен быть дифференцирован как при изучении, так и при проведении проверок с учетом специализации и гендерных различий.
Литература
1. Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации.
Размещено на Allbest.ru
...Подобные документы
Значение уровня физической подготовленности сотрудников для несения профессиональной службы. Направления тренировочных занятий для совершенствования специальных умений и навыков. Определение уровня выносливости, координационных и силовых способностей.
дипломная работа , добавлен 07.10.2016
Учебно-тренировочный процесс юных спортсменов в группе начальной подготовки. Методика обучения основным техническим приемам в нападении баскетболистов. Организация исследования динамики показателей физической и технической подготовленности детей.
дипломная работа , добавлен 23.07.2011
Проблема недостаточной физической подготовленности сотрудников отдела специального назначения УФСИН России по Хабаровскому краю. Воспитание прикладных морально-волевых, психологических и физических качеств. Применение методики комбинированной тренировки.
курсовая работа , добавлен 04.03.2015
Упражнения, применяемые для развития физической подготовленности футболиста. Обучение техническим приемам игры в футбол. Удар средней, внешней и внутренней частью подъема. Удар боковой частью лба. Методы достижения высших форм двигательной деятельности.
курсовая работа , добавлен 11.07.2015
Исследование физической подготовки футболистов 10-11 классов в процессе тренировочного цикла. Разработка методики преподавания физической подготовки и обучения техническим приемам игры в футбол. Правила ударов ногами по мячу. Техника игры вратаря.
дипломная работа , добавлен 10.06.2015
Физическая подготовка как основа развития технических приемов футболистов. Средства и методика преподавания физической подготовки. Методы развития координационных способностей, гибкости, выносливости. Особенности и техника обучения применения финтов.
курсовая работа , добавлен 11.07.2015
Сущность и значение контроля в физическом воспитании и его виды. Проверка и оценка двигательных умений и навыков, полученных на уроках физической культуры. Тестирование уровня физической подготовленности. Контроль функционального состояния учащихся.
курсовая работа , добавлен 06.06.2014
Понятие о работоспособности, её виды и способы оценки. Методические подходы к определению физической работоспособности спортсмена. Влияние спортивных тренировок на динамику развития работоспособности у ориентировщиц разного уровня подготовленности.
курсовая работа , добавлен 09.09.2014
Назначение средств индивидуальной защиты от падений с высоты. Типы обвязок, элементы "беседки". Точки страховки, выполняемые в виде D-образных металлических пряжек. Разрывной ус самостраховки (daisy chain). Полная система страховки (комбинированная).
реферат , добавлен 20.05.2014
Характеристика методики совершенствования техники и тактики игры в волейбол у юношей 15-17 лет. Современные подходы к обучению игры в волейбол. Особенности обучения игровым приемам. Физическая, техническая и тактическая подготовка юных волейболистов.
9.1. Занятия по изучению и отработке боевых приемов борьбы (далее – БПБ) направлены на формирование навыков, необходимых для самозащиты, задержания и сопровождения правонарушителя, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах при обезоруживании.
9.2. Занятия проводятся на ровной площадке, специально подготовленной яме с песком и опилками или в спортивном зале с использованием ударных тренажеров, макетов ножей, пистолетов, автоматов, наручников, резиновых палок.
Предупреждение травматизма обеспечивается:
хорошим знанием приемов самостраховки;
четкой организацией занятий и соблюдением методики их проведения;
высокой дисциплинированностью сотрудников,
своевременной подготовкой мест занятий и инвентаря;
систематическим контролем за соблюдением установленных норм и требований безопасности при проведении занятий.
9.4. Удары руками используются в качестве упреждающих и ответных действий при нападении противника или его задержании. Удары могут наноситься в различных сочетаниях.
Эффективность ударов зависит от скорости и последовательности движений различных частей тела, участвующих в проведении удара. Это ноги, туловище, плечи и руки. Своевременно и точно нанесенный удар или серия ударов вызывает сильный болевой шок, потерю двигательных способностей или потерю сознания.
Умение быстро и точно нанести удары руками и ногами в открытые части тела нападающего (рис.1) может оказаться решающим для достижения победы.
1 - подбородок, 2 - челюсть, 3 - ключица, 4 - гортань, 5 - сонная артерия,
6 - носогубная складка, 7 - глаза, 8 - височная область, 9 - область сердца,
10 - солнечное сплетение, 11 - селезенка, 12 - печень, 13 - паховая область,
14 - колено, 15 - голень, 16 - подколенная ямка, 17 - локоть, 18 - основание черепа, 19 - почки, 20 - внутренняя лодыжка, 21 - лоб, 22 - копчик.
9.5. В подготовительной части занятий используются комплексы упражнений, способствующие изучению основных двигательных навыков при нанесении ударов и проведении защитных действий.
9.5.1. В базовой технике кисть во время ударов в основном используется в двух положениях: сжатой в кулак (рис.2) и открытой, пальцы вместе (рис.3).
Рис.2 Рис.3
9.5.2. Комплекс упражнений № 1 (удары руками)
Выполняется на 16 счетов.
"Раз-два" – удары правой (левой) рукой сверху в голову.
"Три-четыре" – боковые удары правой (левой) рукой в голову.
"Пять-шесть" – прямые удары правой (левой) рукой в голову.
"Семь-восемь" – прямые удары правой (левой) рукой в грудь.
"Девять-десять" - боковые удары правой (левой) рукой в нижнюю часть туловища.
"Одиннадцать-двенадцать" – прямые удары правой (левой) рукой в туловище.
"Тринадцать-четырнадцать" - удары правой (левой) рукой снизу в живот.
"Пятнадцать-шестнадцать" - удары правой (левой) рукой наотмашь в голову.
9.5.3. Комплекс упражнений N 2 (защитные действия от ударов руками)
Выполняется на 16 счетов.
Исходное положение - фронтальная стойка.
"Раз-два" – подставка предплечья правой (левой) руки против ударов сверху в голову.
"Три-четыре" – подставка предплечья правой (левой) руки против боковых ударов в голову.
"Пять-шесть" – отбивы внутрь предплечьем поднятой правой (левой) руки против прямых ударов в голову.
"Семь-восемь" – отбивы предплечьем поднятой правой (левой) руки внутрь против прямых ударов в грудь.
"Девять-десять" – подставка предплечья опущенной правой (левой) руки против боковых ударов в туловище.
"Одиннадцать-двенадцать" – отбивы внутрь предплечьем опущенной правой (левой) руки против прямых ударов в туловище.
"Тринадцать-четырнадцать" – подставка предплечья опущенной правой (левой) руки против ударов снизу в живот.
"Пятнадцать-шестнадцать" - подставка обоих предплечий правой (левой) руки вперед против ударов наотмашь в голову.
9.6. В содержание основной части занятий по изучению и отработке БПБ для сотрудников ОВД, курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России включаются удары руками, защитные действия от ударов, болевые приемы задержания, освобождения от обхватов (захватов); личный досмотр под угрозой применения табельного оружия (в положении стоя и лежа), надевание наручников и связывание.
9.7.Болевые приемы задержания используются в зависимости от ситуации и с одновременным нанесением упреждающих или ответных ударов. Удары наносятся в уязвимые (болевые точки) места (туловище, верхние и нижние конечности, голову, шею) для отвлечения внимания противника от выполнения основного приема.
Удары в голову, грудь - опрокидывают противника назад; в живот, пах - наклоняют вперед. Выполняя задержание, необходимо правильно выбирать место нанесения упреждающего удара.
9.7.1. Задержание з агибом руки за спину «толчком».
При подходе сзадис шагом вперед захватом одноименной руки противника за запястье и отведением ее назад - в сторону (рис. 4) выполнить упреждающий удар ногой под колено или рукой в затылок. Толчком ладони свободной руки в локтевой сустав противника захватить его локоть, отвести предплечье противника за его спину, встать к противнику боком, обозначив «узел руки рукой» (рис. 5, 6). При этом, соблюдая обязательное условие
(его локоть у вас на бедре – ваш локоть у него на позвоночнике), свободной рукой захватить ближнее плечо противника и притянуть его к себе, создать болевое воздействие (далее – загиб руки за спину) (рис. 7).
Рис. 4 | Рис. 5 | |
Рис. 6 | Рис. 7 |
9.7.2. Сопровождение загибом руки за спину является основным заключительным элементом большинства приемов и выполняется с выведением противника из равновесия, прижимая его к себе и заставляя болевым воздействием следовать в заданном направлении (рис 7).
9.7.3. Задержание загибом руки за спину «рывком» . С шагом вперед подставить предплечье руки перед разноименным предплечьем противника. Свободной рукой сделать захват за локоть и произвести сильный рывок на себя, выводя его из равновесия и одновременно сгибая его руку (рис. 8, 9), завершить прием загибом руки за спину (рис. 10, 11).
Рис. 8 | Рис. 9 |
Рис. 10 | Рис. 11 |
9.7.4. Задержание загибом руки за спину «замком» . Приемиспользуется при предотвращении попытки достать противником оружие из кармана брюк. С шагом вперед пропустить руку между разноименным предплечьем и бедром противника, заблокировав ее в кармане (рис. 12). Другую руку расположить снаружи от локтевого сустава и соединить пальцы рук в замок (рис. 13). Рванув захваченную руку вверх и на себя (рис. 14), завершить прием загибом руки за спину (рис. 15).
Рис. 12 | Рис. 13 | Рис. 14 |
Рис. 15 |
9.7.5. Задержание рычагом руки внутрь . Прием используется при предотвращении попытки захвата за воротник спереди, а также против нанесения ударов сверху, сбоку в голову, в туловище. Одновременно с нанесением упреждающего удара ногой захватить запястье руки противника двумя руками (одна - снизу, другая – сверху), с поворотом к задерживаемому боком вывернуть захваченную руку, принять устойчивое положение в полуприседе, заблокировать плечевой сустав захваченной руки противника между своими плечом и бедром. Создавая излом в локтевом суставе с последующим дожимом кисти по направлению к внутренней части запястья и скручиванием её вниз, обеспечить болевое воздействие.
Завершить прием загибом руки за спину (рис. 16).
9.8.2. Освобождение от обхвата туловища спереди с руками выполняется с шагом назад и одновременным ударом кулаком снизу в пах и разведением рук в стороны (рис. 18).
9.8.4. Освобождение от обхвата туловища сзади с руками выполняется с захватом за запястье руки противника, расположенной сверху в замке, нанесением удара свободной руки в пах (пяткой в голень, подъем стопы), с последующим шагом в сторону захваченной руки противника и выполнением загиба руки за спину (рис. 20).
Противник должен оказаться в «растянутом» положении и не способным оттолкнуться от стены.
При обнаружении предметов в карманах изъять эти предметы, вывернув карман наизнанку. Осуществить сопровождение.
9.9.2. Личный досмотр под угрозой применения оружия в положении лежа (рис. 22).
Рис. 22 |
Под угрозой применения оружия и с безопасного расстояния (не ближе трех метров) голосом дать команду противнику: «Стой! - Стрелять буду! - Руки вверх! - Кругом! - Встать на колени! - Лечь на живот! - Руки за спину!» Подойти к лежащему сзади сбоку и согласно подпункту 9.10.2. надеть наручники. Тщательно ощупать его одежду и головной убор. При обнаружении предметов в карманах изъять эти предметы, вывернув карман наизнанку. Осуществить сопровождение.
БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ
Загиб руки за спину при нападении на противника спереди
Из фронтальной стойки (рис. 1) с шагом левой влево- вперед пропустить левую руку между предплечьем и бедром противника (партнера), а правой захватить одежду (локоть), на правой руке (рис. 2).
Нанести удар ногой в пах, сильным рывком правой рук. на себя - вниз вывести противника (партнера) из равнове сия и завести его руку за спину (рис. 3, 4). Сгибая руку противника (партнера), заложить предплечье захваченной руки в локтевой сгиб своей левой руки, поставить левую ногу снаружи правой ноги противника (партнера), захватить правой рукой за плечо (волосы) или предплечьем за шею спереди (рис. 5, 6).
Характерные ошибки:
1. Отсутствует рывок противника (партнера) на себя-вниз.
2. Локоть противника (партнера) не зафиксирован сбоку.
3. Не загружена ближняя нога противника (партнера).
4. В конечном положении левая рука (ладонь) расположена ближе к плечу противника (партнера).
Рычаг руки внутрь
С шагом левой ногой вперед к правой ноге противника (партнера) захватить кисть (запястье) его правой руки и нанести удар ногой в колено (пах) (рис. 11, 12, 13), одновременно, отставляя правую ногу назад я поворачиваясь на левой ноге направо, захватить левой рукой запястье (кисть) захваченной руки противника (партнера) и, выкручивая ее внутрь, потянуть на себя (рис. 14). Подвести плечо противника (партнера) под свое левое плечо, при необходимости выполнить "дожим" (выкручивание) кисти (рис. 15).
Характерные ошибки:
1. Отсутствует рывок противника (партнера) на себя.
2. Не зафиксировано плечо противника (партнера) левой рукой (подмышечной впадиной) проводящего прием.
3. Захваченная рука противника (партнера) согнута в локтевом суставе.
4. Нет болевого воздействия на руку противника (партнера).
5. Не загружена правая нога противника (партнера).
Рычаг руки наружу
Из фронтальной стойки с шагом левой ногой вперед к правой ноге противника (партнера) захватить двумя руками кисть правой руки противника (партнера) и нанести удар правой ногой в пах (рис. 16. 18). После удара правую ногу вернуть в исходное положение, затем, отставляя левую ногу назад и выкручивая кисть, по- тянуть ее к своей левой стопе и бросить противника (партнера) (рис. 19, 20).
Выполнить (выкручивание) "дожим" кисти и одновременно коленом правой ноги зафиксировать локоть противника (партнера) (рис. 21).
Характерные ошибки:
1. Захват осуществлен не за кисть, а за предплечье противника (партнера).
2. Не выполнено отшагивание левой ногой назад.
3. Выкручивание кисти осуществляется в стойке.
4. Не зафиксирован локтевой сустав противника (партнера) коленом.
Рычаг руки через предплечье
С шагом левой ногой влево - вперед к правой ноге противника (партнера) захватить правой рукой предплечье его одноименной руки изнутри (рис. 22), потянуть захваченную руку на себя, одновременно нанести левой рукой удар в голову (рис. 23), поворачиваясь к противнику левым боком, перенести свою левую руку через его правую; подводя предплечье этой руки под его локтевой сгиб, захватить левой ру- кой свое правое предплечье из-под руки противника (партнера) (рис. 24).
Характерные ошибки:
1. Не выполнен глубокий захват руки противника (партнера) изнутри.
2. Захваченная рука противника (партнера) не выпрямлена в локтевом суставе.
3. Локоть противника (партнера) расположен выше или ниже предплечья сотрудника, выполняющего прием.
4. Не загружена ближняя нога противника (партнера).
Узел руки наверху
С шагом левой ногой влево - вперед к правой ноге противника (партнера) захватить запястье его одноименной руки сверху (рис. 25), нанести удар ногой в пах (рис. 26), поднимая захваченную руку вверх, ударить левым предплечьем в локтевой сгиб (рис. 27).
Захватить левой рукой свое правое предплечье из-под руки противника (партнера) (рис. 28) и бросить его, удерживая на болевом приеме (рис 29, 30).
Характерные ошибки:
1. Захват правой рукой выполнен ближе к локтю.
2. При выполнении "узла" локти выполняющего прием разведены в стороны.
3. Не плотно захвачена рука противника (партнера).
4. Не осуществлено затаривание правой ногой за ноги противника (партнера).
УДУШАЮЩИЕ ПРИЕМЫ
Удушающий захват плечом и предплечьем
С одновременным захватом противника (партнера) за плечи нанести удар правой ногой в подколенный сгиб (рис. 42), одной рукой отогнуть голову назад, другой захватить за шею и соединить обе руки (рис. 43).
Отжимая голову противника плечом вперёд и осаживая на себя-вниз, провести удушение (рис. 44) или, прижимая противника (партнера) к себе, подвернуться под него и провести удушение (рис. 45, 46).
Характерные ошибки:
1. Захват противника (партнера) выполнен не одновременно с ударом ногой.
2. Нет фиксации удушения.
3. Удушение выполнено предплечьем, а не плечом и предплечьем.
4. Подворот под противника (партнера) выполнен сразу после захвата.
Двойной удушающий захват
Провести удушающий захват противника (партнера) плечом и предплечьем (рис. 47, 48).
Опускаясь вниз к своим носкам, лечь на спину и обхватить туловише противника (партнера) ногами; скрестив их (рис. 49), перекатиться на бок; выпрямляя ноги и прогибаясь"а спине продолжить удушение руками и ногами, т. е. провести двойное удушение (рис. 50).
Характерные ошибки:
1. Ошибки, допускаемые при выполнении удушающего захвата плечом и предплечьем.
2. При опускании вниз спина противника (партнера) не прижата к туловищу сотрудника, проводящего прием.
3. Отсутствует двойное удушение (нет прогиба в спине, ноги не скрещены и сотрудник, проводящий прием,. не стремится их выпрямить).
Бросок захватом ног сзади
С шагом вперед захватить руками колени обеих ног противника (партнера) (рис.51). Толчком плечом вперед под ягодицы и рывком руками на себя бросить противника (партнера) (рис. 52). Удерживая его за ноги, нанести удар в область паха или-провести двойное удушение (рис. 53).
Характерные ошибки:
1. Захват ног противника (партнера) выполнен не за колени.
2. Слабо выполнен толчок плечом под ягодицы.
3. Толчок плечом и рывок руками на себя выполнен не одновременно.
4. Нога (ноги) противника (партнера) после броска оказалась между ног сотрудника, выполняющего прием.
5. Ноги противника (партнера) после броска оказались вне захвата сотрудника, выполняющего прием.
Бросок захватом ног спереди
Нанести отвлекающий удар в голову и захватить ноги противника (партнера) за нижнюю часть бедра (рис. 54, 55).
Подшагнув к противнику (партнеру) и поднимая его, толкнуть плечом в живот, бросить его на спину (рис. 56). :Нанести удар ногой в область паха (рис. 57)
Характерные ошибки:
1. Не выполнено подшагивание к противнику (партнеру).-
2. Большой "зазор" между противником (партнером) и сотрудником, выполняющим прием.
3. Бросок выполнен без подъема противника (партнера).
Задняя подножка
Левой рукой захватить одежду противника (партнера) под локтем на правой руке, правой - за отворот одежды на груди (рис. 58). С шагом левой ногой влево-вперед (нога ставится на одну линию с ногами противника) руками осадить противника (партнера) на его правую ногу, правую ногу поставить за его ногами (рис. 59) и резким движением рук и ног влево-вниз выполнить бросок (рис. 60). Нанести удар рукой (ногой) в уязвимое место (рис. 61).
Характерные ошибки:
2. Не выполнено зашагивание за противника (партнера).
3. Бросок выполнен на прямых ногах.
4. Рывок руками влево - вниз выполнен слабо.
5. Бросок выполнен без страховки противника (партнера).
Передняя подножка
Левой рукой захватить одежду противника (партнера) под локтем на правой руке, правой - за отворот одежды на груди (рис. 62).
Поворачиваясь влево, спиной к противнику (партнеру), левую ногу поставить на одну линию с ногами противника (партнера), а правой перекрыть его ноги, при этом вес тела перенести на полусогнутую левую ногу (рис. 63, 64).
Резко наклоняясь вперед и выпрямляя ноги, .бросить противника (партнера) скручивающим движением влево-вниз (рис. 69), нанести удар рукой или ногой в уязвимое место (рис. 70).
Характерные ошибки:
1.Противник (партнер) не выведен из равновесия.
2. Подворот для броска выполнен на прямых ногах.
3. Horn после подворота широко расставлены.
4. Наклон вперед и выпрямление ног выполнены не одновременно."
5. Большое расстояние между корпусом противника (партнера) и корпусом сотрудника, выполняющего прием.
6. Бросок выполнен без страховки противника (партнера).
Передняя подсечка
Захватить правой рукой одежду под левым локтем противника (партнера), левой за отворот одежды на плече (рис. 71). Выполнить сильный рывок руками вправо - вверх, одновременно подшагнуть левой ногой к правой стопе противника (партнера), правой ногой подсечь его левую ногу (рис. 72)
Скручивающим движением руками бросить противника(партнера) (рис. 73), нанести удар рукой или ногой в уязвимое место (рис. 74).
Характерные ошибки:
1. Противник (партнер) не выведен из равновесия.
2. Бросок выполняется не за счет перекрыв а ния ноги противника (партнера), а за счет удара по ней.
3. Нет скручивающего движения руками.
4. Бросок выполнен без страховки противника (партнера).
1В служебной деятельности сотрудники полиции имеют право использовать силовые способы задержания правонарушителей (силовое задержание), выполнять которые необходимо с соблюдением определенных тактических установок, обеспечивающих создание благоприятных условий для эффективного и правомерного применения физической силы (в том числе боевых приемов борьбы), специальных средств и огнестрельного оружия. Владение техникой боевых приемов борьбы не всегда определяет успех сотрудника в ситуациях силового задержания и защиты от нападения. Только в совокупности с адекватной тактикой действий возможно достичь оптимального результата в противоборстве с правонарушителем. Такая тактика, прежде всего, должна включать: обеспечение внезапности силового задержания; создание условий для проведения задержания в слаженном взаимодействии с напарником; в случае возникновения оснований незамедлительное применение наручников (других специальных средств ограничения подвижности или подручных средств связывания); обязательное проведение действий по обнаружению и изъятию оружия и опасных предметов; использование огнестрельного оружия в качестве угрозы его применения в критических ситуациях силового задержания и защиты от нападения.
боевые приемы борьбы
силовое задержание
физическая подготовка
сотрудник полиции
1. Баркалов С.Н. Некоторые аспекты применения силовых способов задержания вооруженного правонарушителя // Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по мат. II межд. науч. симпозиума (Орел, 24-25 апр. 2014 г.). – Том 2. – Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», 2014. – С. 21-28.
2. Комплексы специальных упражнений с палкой резиновой: учебно-методическое пособие / В.И. Анисин, П.А. Кочетов, С.В. Литунов [и др.]. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – С. 10-22.
3. Обучение комплексу базовых боевых приемов борьбы: учебно-методическое пособие / А.В. Карасев, В.М. Миленин, Д.Е. Сафонов [и др.]; [под общ. ред. А.В. Карасева]. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – С. 4-5.
4. Способы взаимодействия сотрудников органов внутренних дел при силовом задержании правонарушителя: учебно-наглядное пособие / К.И. Егоров, В.М. Миленин, А.3. Минуллин [и др.]. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. – С. 4-30.
5. Тактика и правовые основы применения боевых приемов борьбы в целях самозащиты: учебно-методическое пособие / И.А. Мацур, Ю.Г. Ященко. – М.: ЦОКР МВД России, 2009. – 24 с.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (с изменения и дополнениями) // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.11.2014).
Сотрудникам полиции законодателем предоставлены полномочия на применение физической силы (в том числе боевых приемов борьбы), специальных средств и огнестрельного оружия в случаях, если «несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей». При этом требуется соблюдение условий правомерности причинения вреда здоровью. В случаях неправомерных действий, связанных с превышением пределов необходимой обороны, или мер, направленных на задержание лиц, совершивших правонарушение, сотрудники полиции несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации .
Существующая в МВД России статистика гибели и ранений сотрудников показывает, что нередко полицейские проявляют беспомощность, оказываются неспособными противостоять правонарушителям и уступают им в единоборствах, при этом многие сотрудники владеют техникой боевых приемов борьбы, и в целом уровень их физической подготовленности является удовлетворительным. Практическое же осуществление ими полномочий в ситуациях физического противодействия затрудняется в основном из-за недостаточной тактической подготовленности .
Основу тактической подготовленности составляют соответствующие знания и умения. Тактические умения результативно формируются применением боевых приемов борьбы в реальных ситуациях, то есть в ситуациях противоборства с противником, в процессе которого могут наноситься травмы. Из-за травматизма моделировать в учебном процессе подобное противоборство с полной психофизической мобилизацией невозможно. Поэтому тактические знания в реальных ситуациях самозащиты и задержания правонарушителей (при условии практического освоения техники боевых приемов борьбы) являют собой весьма существенный резерв в успешном исходе противоборства. При этом специфика тактики применения боевых приемов борьбы сотрудниками заключается в тесном увязывании ее с правомерностью их использования. В любом случае сотруднику полиции для эффективного осуществления своих полномочий необходимо представлять элементарный тактический алгоритм действий в ситуациях, связанных с применением силовых способов задержания правонарушителей.
Задержание с применением силовых способов (силовое задержание), как правило, является ответным действием на нападение, сопротивление или неподчинение требованиям сотрудника полиции, а также в ситуациях, когда есть основания полагать, что правонарушитель может осуществить по отношению к сотруднику или другому лицу насильственные действия .
Проведение силового задержания тактически наиболее целесообразно осуществлять неожиданно для правонарушителя (врасплох), применяя наиболее адекватные в конкретной ситуации боевые приемы борьбы и, прежде всего, болевые приемы на руку или удушающие приемы. При их проведении можно легко контролировать степень прилагаемых физических усилий, тем самым снижая риск возникновения травм, опасных для здоровья задерживаемого. Кроме того, болевые и удушающие приемы достаточно универсальны и выполняются во всех положениях (стоя, сидя, лежа) и при любом расположении к правонарушителю (сзади, спереди, сбоку), необходимо только наличие или создание хотя бы минимальных благоприятных условий: 1) проведение приема внезапно, упреждая действия задерживаемого или предварительно отвлекая его внимание; 2) выведение противника из равновесия, сохраняя собственное; 3) снижение уровня сопротивления правонарушителя, не дающего напряжением мышц провести прием, за счет нанесения расслабляющего (шокирующего) удара, который преимущественно наносится ногой (стопой, коленом) в болевые точки на теле противника (подъем стопы, голень, ахиллесово сухожилие, колено, пах, низ живота), при этом обе руки используются непосредственно для проведения болевого или удушающего приема.
Практика силового задержания правонарушителя показала, что надежнее всего это делать вдвоем в слаженном взаимодействии с напарником . Тактика действий при этом требует: 1) заблаговременно определить роли каждого сотрудника: кто первый проводит прием, направленный на задержание, а кто создает ему благоприятствующие условия для успешного проведения приема; 2) не начинать одновременно проводить болевые приемы, направленные на задержание, в противном случае это может создать взаимные помехи их проведению; 3) заранее определить сигнал к смене ролей в случаях непредвиденных обстоятельств (недостаточная подготовленность, наступившее утомление или травма одного из напарников).
Наибольшая вероятность успеха силового задержания обеспечивается его внезапностью. Оптимальный вариант - подойти к задерживаемому сзади. При подходе же к нему спереди надо замаскировать свои намерения (демонстративно смотреть на другого человека, вести непринужденную беседу с товарищем и др.). В случае утраты элемента внезап-ности принимаются меры к тому, чтобы задержива-емый, напряженно ожидающий активных дей-ствий, по возможно-сти успокоился, пос-ле чего неожиданно производится задержание. При этом нельзя забывать, что среди окружающих могут находиться люди, которые могут попытаться помочь задержанному, в таких случаях необходима бдительность, быстрота и решительность действий .
Необходимым условием тактики обеспечения личной безопасности сотрудника после силового задержания является обязательная проверка задержанного на наличие у него оружия и последующее изъятие обнаруженных опасных предметов, которыми он мог бы воспользоваться в качестве средств нападения. Такая проверка включает: 1) приведение задержанного в подконтрольное положение, исключающее возможность неожиданного нападения на сотрудника (стоя с упором в стену возможно дальше от нее, максимально широко расставив ноги и прогнув спину; стоя на коленях руки за головой; лежа на земле или капоте автомобиля и т.п.); 2) последовательное прощупывание одежды, уделяя особое внимание скрытным местам: рукавам, карманам, подмышечным впадинам, поясному ремню, головному убору, воротнику и др.; 3) извлечение обнаруженных опасных предметов, выталкивая их или выворачивая карман наизнанку, захватив за видимый край подкладки (полностью руки в карманы засовывать нельзя); 4) при оказании задержанным сопротивления действовать по ситуации: усилить болевое воздействие приема, надежно зафиксировав правонарушителя; пригласить напарника для совместных действий; надеть на задержанного наручники (применить другие специальные средства ограничения подвижности) и завершить обнаружение и изъятие опасных предметов.
Применяя соответствующие приемы надевания наручников, необходимо руководствоваться следующим: 1) руки задержанного с надетыми наручниками не должны находиться в неестественном скрученном положении, иначе их можно серьезно травмировать; 2) замочные скважины наручников в надетом положении должны быть обращены вверх, что ограничивает возможность их самостоятельного открывания; 3) наручники, надетые на руки за спиной (а не спереди) задержанного, значительно снижают уровень его противодействия; 4) более эффективно и безопасно надевать наручники во взаимодействии с напарником (задача одного сотрудника страховать или создавать благоприятствующие условия напарнику, задача другого - непосредственно производить надевание наручников); 5) в случаях, если наручники и другие специальные средства ограничения подвижности отсутствуют, то используются любые подручные средства связывания (поясной ремень, шнурки, галстук, веревка и др.).
В ситуациях, когда есть основания полагать, что правонарушитель представляет повышенную опасность (превосходит в физической силе, владеет навыками спортсмена-единоборца, вооружен, имеет пособников и т.п.), то «сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность», выполнив задержание под угрозой его применения .
Осуществляя задержание под угрозой применения огнестрельного оружия, сотрудник полиции должен находиться от правонарушителя на расстоянии, обеспечивающем его личную безопасность - 3-7 метров. Командуя уверенным голосом, не позволяющим сомневаться в требованиях сотрудника: «Полиция! Стой! Стрелять буду! Брось оружие на землю! и т.п.», - заставить задерживаемого подчиниться. Если требования не выполняются, то производится предупредительный выстрел. В случае попытки правонарушителя напасть или открыть огонь становится неуместным подача сотрудником любых команд и выполнение предупредительного выстрела, оружие применяется с производством выстрела на поражение, «при этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба» .
Если требования «стоять, выбросить оружие и т.д.» правонарушителем выполнены, то подаются команды, которые в зависимости от задачи и необходимости в конкретной ситуации, могут быть направлены на его сопровождение в требуемое место (к спецавтотранспорту, в отдел полиции и т.д.) или приведение задержанного в подконтрольное положение с целью обнаружения и изъятия опасных предметов и/или надевания наручников.
Недопустимо сокращать безопасную дистанцию во время сопровождения (конвоирования) правонарушителя под угрозой применения огнестрельного оружия. Сближение с задержанным для проведения действий, направленных на обнаружение и изъятие опасных предметов и/или надевания наручников, может производиться только после того, как он займет подконтрольное положение, исключающее возможность неожиданного нападения. При выполнении всех действий пистолет из руки в руку не перекладывается. Недопустимо упираться стволом оружия в задерживаемого, подталкивая им, ствол должен направляться в безопасном направлении. Проводя задержание вдвоем, линия огня при всех перемещениях никогда не должна пересекаться с направлением напарника. С целью исключения случайного выстрела необходимо выводить палец за пределы спусковой скобы, а не держать его на спусковом крючке.
Тактика конвоирования задержанного должна гарантировать: во-первых, значительное ограничение свободы его передвижения; во-вторых, затрату минимально возможного времени для доставления в требуемое место; в-третьих, исключение возможности по-бега. Это может быть обеспечено: 1) применением болевого приема на руку (как правило, загиба руки за спину или дожима кисти «под ручку»), позволяющего надежно сковать действия сопровождаемого. При этом важно визуально или физически контролировать его свободную руку; 2) надеванием наручников (других специальных средств ограничения подвижности или подручных средств связывания) на руки за спиной конвоируемого; 3) угрозой применения огнестрельного оружия с постоянным визуальным контролем рук сопровождаемого и соблюдением безопасной дистанции до него; 4) выбором безопасного маршрута, позволяющего кратчайшим путем, минуя близко расположенные проходные дворы, заборы, калитки и многолюд-ные места, доставить конвоируемого в пункт назначения; 5) контролем территории, прилегающей к маршруту следования, не позволяя посторонним приближаться к задержанному, которому может быть оказана помощь в освобождении.
Если силовое задержание правонарушителя неожиданно и быстро произвести не удалось, то это впоследствии может привести к нападению на сотрудника полиции. В таком случае защитные действия определяют конкретные условия и задача, стоящая перед сотрудником. Например, при нападении и возникновении реальной угрозы его жизни и здоровью оптимальным тактическим решением может являться разрыв дистанции (отбегание от нападающего), извлечение пистолета, задержание под угрозой его применения или в критических обстоятельствах - производство выстрела на поражение. Если ситуация позволяет, то ответным действием может быть удар в болевую точку, захват и болевой прием на руку или бросок с переходом на приемы в положении противника лежа. Такая схема защиты, как правило, предусматривает использование предварительных действий, отвлекающих внимание нападающего или заставляющих его на время потерять ориентацию (окрик несуществующего товарища, стоящего за спиной нападающего, бросок шапкой, зонтом, сумкой, песком в лицо нападающего и т.п.), после чего происходит мгновенное сближение с ним и применение одного из силовых способов задержания. Целесообразно после любого нападения на сотрудника полиции завершать силовое задержание надеванием наручников или других специальных средств ограничения подвижности или связыванием подручными средствами. Это обеспечивает личную безопасность сотрудника и позволяет эффективно провести обнаружение, изъятие опасных предметов и конвоирование задержанного. Если при надевании наручников правонарушитель оказывает сопротивление, то в зависимости от ситуации надо провести усиление болевого воздействия приемов или нанести удар наручниками в уязвимое место, встать, разорвать дистанцию, извлечь пистолет, задержать под угрозой его применения или применить оружие на поражение.
Если нападающий вооружен палкой или похожим предметом, то особенностью такого нападения, как правило, являются широкие и рубящие маховые удары, которые представляют наибольшую опасность на дальней дистанции, вблизи их поражающая мощь заметно меньше . Поэтому тактика действий при защите от ударов палкой заключается в выборе удобного момента для сближения с нападающим и проведении контратакующих приемов.
Особенность защитных действий от ударов ножом заключается в необходимости остерегаться клинка, исключая возможность уколов и порезов . Эффективно обеспечивать личную безопасность сотрудника полиции в ситуациях защиты от нападения вооруженного ножом позволяет следующая тактика действий: разрыв и соблюдение безопасной дистанции с целью недосягаемости ударов ножом, извлечение пистолета и приведение его в готовность к применению, задержание под угрозой применения пистолета или применение его на поражение.
Сотрудник, вооруженный палкой специальной, при защите от ударов ножом может использовать встречные удары палкой, позволяющие выбить нож у нападающего и произвести его силовое задержание . По такой же схеме осуществляется защита с использованием подручных средств, конструктивно схожих с палкой специальной.
В ситуации, позволяющей в качестве ответного действия после защиты от удара ножом использовать болевой прием на руку, необходимо захватить двумя руками кисть вооруженной руки нападающего, обеспечивая ее надежный контроль и исключая возможность свободного движения ножа, и болевым воздействием провести обезоруживание.
Наиболее опасной является ситуация угрозы сотруднику применением огнестрельного оружия. В этом случае выбор защитных действий обусловлен рядом факторов: дистанцией между сотрудником и нападающим; типом оружия (короткоствольное или длинноствольное); целью, которую преследует нападающий .
Определяющим фактором является дистанция до нападающего. Возможность результативно ликвидировать угрозу оружием существует только в тех случаях, когда оружие направлено сзади в упор или спереди с близкого (до 1 метра) расстояния. В других условиях успешно применить какой-либо прием практически невозможно.
Первичные тактические действия защиты от угрозы применения огнестрельного оружия направлены на оценку обстановки и определение рас-стояния до нападающего. В случае необходимости, отвлекая его внимание, надо приблизиться на расстояние вытянутой руки к оружию. Выбрав удобный момент, быстро уйти (поворотом, шагом, прыжком) в сторону с линии направления ствола (линии огня) и захватить вооруженную руку с пистолетом, исключив свободное движение кисти с оружием, или захватить ствол ружья (карабина, автомата и т.п.) и отвести его от себя, затем обезоружить болевым приемом на удерживающую пистолет руку или вырыванием (выкручиванием) ружья из рук нападающего, после чего завершить силовое задержание. Основным технико-тактическим элементом, обеспечивающим безопасность при защите от угрозы применения любого огнестрельного оружия, является уход с линии огня. При этом, захватив руку с пистолетом или ствол ружья, и, выполняя последующие действия по обезоруживанию и задержанию нападающего, ни в коем случае нельзя, чтобы линия направления ствола оружия пересекалась с телом сотрудника - надо направлять ствол вверх или в другое безопасное направление .
Приведенный краткий обзор ситуаций, возникающих в службе сотрудников полиции, позволяет говорить о том, что сотруднику необходимо уметь эффективно применять боевые приемы борьбы, специальные средства, огнестрельное оружие и иметь соответствующий уровень развития профессионально значимых психофизических качеств и способностей, а предложенные выше варианты тактических действий позволят ему достаточно надежно сковать правонарушителя, обеспечив правомерность решений и личную безопасность, при этом авторы не претендуют на полное освещение рассматриваемой проблемы, а дают лишь общие рекомендации.
Рецензенты:
Макеева В.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой «Туризм, рекреация и спорт» Госуниверситета - УНПК, г. Орел.
Калашников А.Ф., д.п.н., профессор, профессор кафедры социологии, психологии и культурологии Госуниверситета - УНПК, г. Орел.
Библиографическая ссылка
Баркалов С.Н., Герасимов И.В. ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ СИЛОВЫХ СПОСОБОВ ЗАДЕРЖАНИЯ ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15742 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»