Животные всегда играли в жизни людей огромную роль. Они угрожали человеку как враги и становились его лучшими друзьями. Они давали пищу, охраняли, защищали от опасностей и холода, помогали жить и работать. Поэтому образы животных в культуре и искусстве появились очень рано, еще в те времена, когда древнейшие племена вели трудное существование в пещерах.
На стенах импровизированных природных жилищ появились известные всем наскальные рисунки древних художников, которые изображали разных животных и связанные с ними сцены быта. Такие картины имели в первую очередь ритуальный характер.
Из этого следует, что свое мистическое значение образы животных приобрели еще в те времена, когда человек непосредственно зависел от природы, не отделял себя от нее. Племена собирателей и охотников каменного века еще во времена раннего палеолита считали животных своими родоначальниками, сочиняли легенды о необычных свойствах тех или иных зверей. Они верили в их чудесное влияние на собственную жизнь.
Позже стали появляться родовые тотемы,
в которых заключался сакральный символический и религиозный смысл. Например, древние айны таким тотемом считали медведя, который, по их мнению, был прародителем людей и многому их научил. Североамериканские индейцы каждый свой род вели от диких животных и птиц (бизонов, ягуаров, волков, воронов и т.д.) которые, по поверьям, давали каждому новому члену родовой семьи волшебную частичку своего духа.Обычно людьми обожествлялись животные, внушающие к себе особое уважение или страх, а также сильно влияющие на благополучие людей. Например, охотники делали своими тотемами сильных и свирепых зверей или тех, кого считали наделенными мудростью, ловкостью, умением выживать. Скотоводы видели мистические свойства в коровах и быках, оленях, лошадях, овцах, козах. Представители земледельческих культур - в тягловой скотине.
Когда культура усложнилась, а человек окончательно выделил себя из природы и почувствовал, что он - венец творения, изменились и его боги. Внешне они стали подобны ему самому. Но и в этих поздних верованиях двойниками человекоподобных богов продолжали оставаться животные. Так, тотемами древнегреческого Зевса были бык, орел и лебедь, египетского Гора - сокол, индийского Ганеши - слон, славянского Велеса - змей и волк и так далее. Особенно интересными в древних мифологиях представлены образы животных, которые считались одинаково тесно связанными с верхним и нижним мирами.
Особенно интересными в древних мифологиях представлены образы животных, которые считались одинаково тесно связанными с верхним и нижним мирами.
Конь
В мировой мифологической традиции он описывается весьма неоднозначно и одинаково часто связывается как с жизнью, так и со смертью, как со светлыми, так и с темными силами. Конь встречается в фольклоре и религиях большинства народов. Ведь значение этого животного в человеческой культуре нельзя переоценить. Лошади помогали людям быстро преодолевать расстояния, были тягловой силой, использовались в сельском хозяйстве и военном деле, давали мясо, молоко, конский волос и шкуру.
В легендах и мифах они также наделяются множеством разнообразных свойств и функций. Кони традиционно связывались с плодородием и плодовитостью, магией и колдовством, ясновидением, трудолюбием и выносливостью, интеллектом и мудростью, победой и героизмом. При этом их же отождествляли с похотью, глупостью и упрямством, смертью и жестокостью, пугливостью, эгоизмом.
Конь часто являл собой космический солярный символ, так как считалось, что солнце - это небесный огненный скакун. Поэтому он становится животным таких богов, как Гелиос, Митра, Ра. При этом он же - лунное, ночное существо богов Посейдона, Исиды, Дианы. Как огненное создание, он связан с ведийским Агни. Китайцы же видели в нем олицетворение неба.
Античные источники упоминают лошадей очень часто. Прежде всего, они были тотемами многих богов. С конем ассоциировались морские повелители - Посейдон (Нептун) и его супруга Андромеда, которые имели целые подводные табуны этих животных и сами в них охотно превращались. Они же дали коней людям, поэтому их называют «дарителями лошадей». На колеснице, запряженной водяными конями, прибывал на олимп и сам древний титан Океан.
Огненный Гелиос - само солнце - каждый день выезжал на своей колеснице на небо, и дарил людям свет. Мудрость в мир принес бессмертный кентавр Хирон, а вдохновение - крылатый конь Пегас. Однако черные кони принадлежали и другому брату Зевса - мрачному Аиду и, соответственно, назывались адскими. Много горя причинили людям кони-людоеды фракийского царя Диомеда, пока их всех не истребил Геракл. Пегас же был одновременно и тем, кто убил великого героя Греции Беллерофонта, истребителя страшного чудовища Химеры.
Великолепные наездники кельты очень любили и ценили лошадей. В их мифологии множество богов связаны с этими животными: Эпона (ее называли богиней-кобылой и Великой Лошадью), волшебница Мебд и ольстерская Мача.
В Галлии кельты поклонялись Диане Плодородной, символом которой была кобыла. Солнце кельтские друиды представляли в виде молодого жеребца, скачущего по небу. Но при этом лошадь у кельтов была и знаком смерти. Считалось, что она провожает умерших в мир мертвых: это перевозчица душ и обязательный участник погребальных культов.
Христианская символическая трактовка лошади развивает сложившиеся традиции. Возможно, наиболее известными примерами являются библейские кони Георгия Победоносца и всадников Апокалипсиса. На иконах и других живописных изображениях Георгий, пронзающий копьем змея, пишется сидящим на белом или огненном коне. Белая масть лошади в верованиях всегда связывалась со всем потусторонним и с чистотой. Только белых коней приносили в жертву богам в Элладе и Риме. На белоснежных скакунах разъезжали светлые боги.
Белый конь Георгия - это символ божественного света и христианской веры. Огненная масть связывается с изначальным мифологическим статусом коня как животного, принадлежащего стихии огня и солнца. Всадники Апокалипсиса выезжают в мир на конях разного цвета: белого (наездник несет в мир разные эпидемии), рыжего (всадник олицетворяет войну), вороного (голод) и бледного (смерть). Здесь белый цвет - это традиционная масть потустороннего коня, рыжий - цвет ярости и крови, вороной - ада, а конь бледный (то есть полупрозрачный, похожий на тень) имеет признаки инфернального существа. Если скакун Георгия представляет собой силу добра, то кони Апокалипсиса есть порождение власти Антихриста.
В мировом фольклоре образ коня встречается очень часто. Героические поэмы всех народов повествуют о великих храбрецах, которым помогали достойные скакуны. Например, лошади русских богатырей - это образцы необыкновенной преданности и стойкости. Они помогают своим хозяевам совершать великие подвиги. В сказках волшебные кони (Сивка-Бурка, Конек Горбунок и пр.) нередко дают возможность героям достичь практически невозможного: изловить Жар-Птицу, добыть молодильные яблоки, найти Живую и Мертвую воду и, конечно, - украсть прекрасную царевну.
Наиболее сложно и разнопланово образ коня представлен в античной, кельтской и христианской культурах.
В средневековой культуре образ коня также связан с романтической идеей рыцарства и мистическим явлением - единорогом.
В рыцарской традиции конь символизирует благородство и возвышенные помыслы.
А единорог - это знак мудрости, чуда и чистоты.
Еще один пример сложнейшего мифологического образа животного - кот
Коты и кошки считались священными существами у разных народов. Этот дикий и свободолюбивый хищный зверь был приручен человеком сравнительно поздно. Больше всего он ценился у земледельческих этносов, так как благодаря кошкам можно было защитить собранный урожай от грызунов. Пиететно относились к кошкам и древние мореплаватели (например, финикийцы), которые всегда держали хвостатых крысоловок на судах, чтобы не лишиться запасов пищи в дальних плаваниях.
Практически во всех традициях кошки связывались с хитростью, способностью к перевоплощениям, ясновидением, сообразительностью, внимательностью, чувственной красотой и женским коварством. Они символизировали одновременно силу, негу и изящество, ассоциировались одновременно с удачами и несчастьем.
У большинства народов образ кота был мистифицированным. Наиболее ярко это проявилось в Древнем Египте. Одной из почитаемых египетских богинь была Бастет (Баст), которая представлялась в виде черной кошки или женщины с кошачьей головой. В ее центральном храме в Бубастисе жило огромное количество священных кошек. После смерти их мумифицировали и хоронили на специальном кладбище в саркофагах.
Простых домашних любимцев египтяне тоже любили и почитали, ведь кошка считалась защитницей от болезней и злых сил, подательницей добра и удачи, она обеспечивала плодородие и рождение здоровых детей. После кончины кошки ее хозяева сбривали себе брови и погружались в траур. Тело животного подвергали мумификации и хоронили в ящике вместе с любимыми вещами и мумиями мышей. Некоторые из таких найденных ящиков даже были украшены золотом и драгоценными камнями. Если кто-либо даже случайно убивал кошку, его приговаривали к смерти.
Другие народы древности тоже относились к котам как к особенным, божественным существам.
В Скандинавии верили, что богиня любви и красоты Фрейя ездит на колеснице, запряженной кошками.
Древнеримская богиня свободы Либертас изображалась рядом с лежащей кошкой, кроме того котов в Риме считали домашними гениями-хранителями.
В Тибете и Индии котов почитали как вещих животных, способных предсказывать будущее.
Лошадь (конь) — олицетворение мощи и жизненной силы. Лошадь — динамичный символ бурлящих жизненных сил и скорости, воплощение природной грации и красоты. Дикая лошадь, летящая в бешеном галопе с развевающейся гривой, — олицетворение грозного буйства стихий: бури, ураганного ветра, ревущего пламени, вздымающихся морских валов. Объезженная лошадь со всадником на спине — символ власти, а конь с перевернутым седлом, с обрезанными хвостом и гривой — эмблема траура по безвременно скончавшемуся седоку.
Символика лошади во многом определяется и ее мастью. Белая лошадь — замечательный символ жизни, дневного света, духовного просветления, победы и триумфа; рыжая лошадь — олицетворение бушующего пламени («конь — огонь»); а черная (вороная) — зловещее воплощение ночного мрака, нечистой силы и самой смерти.
В мифологии и героическом эпосе наделенные чудесными способностями кони верой и правдой служат легендарным героям, помогая им свершать удивительные подвиги.
В мифологии древних народов можно легко обнаружить следы и приметить гордую поступь множества удивительных коней. Арейон, божественный конь из греческой мифологии, рожденный от связи Посейдона и Деметры, умел говорить по-человечески. В горной Аркадии Арейона почитали как бога, а в городе Тельпуса чеканили монеты с его изображением.
В скандинавской мифологии быстрый как ветер, восьминогий конь верховного бога Одина, являлся романтическим олицетворением восьми ветров.
В образе прекрасного коня предстает в литовской мифологии Усиньш — божественный покровитель домашних лошадей. Он заботится о лошадях, охраняет их, а в тот момент, когда хозяин входит в конюшню, Усиньш мгновенно перевоплощается в лучшего из коней.
Чудесные крылатые кони, увлекающие солнечные колесницы богов в античной, вавилонской, иранской, индийской мифологии, — духовные символы солнечной энергии.
Самый известный крылатый конь из греческих мифов, белоснежный Пегас, появился на свет из туловища убитой Персеем Горгоны Медузы. Взлетая на Олимп, он доставлял Зевсу громы и молнии. На горе муз, Геликоне, Пегас выбил копытом волшебный конский источник Иппокрену, вследствие чего сделался поэтическим символом вдохновения и эмблемой поэтов: считалось, что наиболее талантливых из них Пегас возносит на вершину Парнаса, в обитель муз. С помощью того же Пегаса великий греческий герой Беллеро-фонт одолел грозных ликийцев, победил воинственных амазонок и убил чудовищную огнедышащую Химеру.
Могучий конь легендарного иранского витязя Рустама, в бою сражался вместе с хозяином: он откусывал врагам головы и насмерть разил их ударами копыт. Волшебные коньки из русского фольклора, Сивка-Бурка и Конек-Горбунок, помогали своим героям не только делом, но и мудрым советом.
В религии, отцы церкви приписывали коню высокомерие и похоть (он жадно ржет, когда видит женщину). Одновременно он выступает в качестве символа победы (например, мученик над миром). В религии из божественных коней при желании можно было бы составить целый табун. Из этой массы особенно выделяются несколько колоритных фигур. Наиболее грозным выглядит ассирийский бог Анаме-лех, изображавшийся в образе коня, которому приносились кровавые человеческие жертвы, а самым курьезным — индейский лошадиный бог Цимин Чак, чьим прототипом явился реальный боевой конь жестокого испанского конкистадора Кортеса, завоевателя Мексики.
Божественным ореолом святости большинство народов мира окружили коней белой масти. Белоснежного красавца, содержавшегося при храме Святовита, прибалтийские славяне использовали для получения предсказаний в особо важных случаях.
Сам процесс гадания не отличался большой замысловатостью: если конь выступал из храма с правой ноги, это расценивалось как счастливое предзнаменование, а если с левой — соответственно, наоборот.
Монголо-татарское войско в походе всегда сопровождал священный белый конь, рысивший налегке, но никому и в голову не могло прийти оседлать его, ибо монголы верили, что на этом коне незримо скачет сам воинственный бог Сульде, дарующий им победу за победой.
В исламе белый конь является символом счастья и знаком пророка Мухаммеда. В индуизме — последним воплощением Вишну, а в буддизме — эмблемой самого Будды, якобы покинувшего этот мир верхом на белой лошади. Что же касается христианства, то в этой религии отношение к прекрасному животному противоречивое. Христос на белом коне возвещает триумф веры, но в Апокалипсисе Иоанна Богослова Конь Бледный выглядит как зловещая аллегория Смерти.
В белой магии многих языческих народов, в том числе и у древних славян, конь рассматривался как светлый символ добра и счастья, как могущественный природный оберег, способный отгонять злых духов.
Символика лошади в Восточной Европе, Западноевропейской или в Центральной Азии
В Восточной Европе или в Центральной Азии приручение лошади произошло лишь через тысячелетия, когда кочевые народы стали беспокоить оседлых поселенцев на берегу Средиземного моря (Кентавры). Первоначально таинственный зверь часто связывался с царством мертвых и приносился в жертву умершим, но позднее из-за своей быстроты и прыгучести возвысился до символа солнца или животного в упряжке солнечной колесницы.
Часто символическое содержание оставалось двояким, с одной стороны, сияющая белая лошадь, а с другой — скакуны «апокалиптических всадников».
Наука о символах, ориентированная на психологию, видит в лошади благородное и умное существо, становящееся при определенных ситуациях пугливым.
В российской геральдике эмблема коня отличается живописным разнообразием. В гербе столицы России изображен св. Георгий Победоносец на коне, отождествляемый с основателем Москвы князем Юрием Долгоруким.
В гербе губернского города Томска скачущий в зеленом поле дикий белый конь символизирует освоение бескрайних просторов Сибири, а в гербе Кологрива серебряная голова коня с густой гривой является лишенной символики «говорящей» эмблемой.
Весьма разнообразны и геральдические эмблемы российских дворян: в гербовом поле Скорняковых присутствует лишь половина серебряного коня; в гербе Арсеньевых сияет золотая подкова; а в гербе Головиных красуется серебряный кентавр
ЛОШАДЬ - символ жизненной животной силы, красоты, грациозности, мощи и завораживающего гармоничного движения. Символ верности и в то же время неукротимой свободы, бесстрашия, воинской доблести и славы. В Библии сказано, что конь - воплощение совершенного творения Божьего.
Конь олицетворяет мужскую солярную силу и является подножием для поднимающегося духа человека. Это комбинация слепой силы и направляющего духа.
В наскальной живописи лошади «плывут по поверхности», воплощая силы жизни. Они ассоциируются со стихийной силой ветра, бури, огня, морских волн и текущей воды.
Хотя лошадь в основном связывается со стихийной (врожденной) силой, она может символизировать и скорость мысли, а также интеллект, мудрость, ум, рассудок, знатность, свет, динамическую силу, проворство, бег времени. Она обладает инстинктивной чуткой звериной натурой. Легенды и фольклор часто наделяют лошадей магической силой предсказания.
Во многих обрядах лошадь служит символом непрерывности жизни. Появляется в изображениях богов плодородия. Каждый октябрь римляне приносили лошадь в жертву богу войны и плодородия Марсу и хранили ее хвост как символ плодородия в течение всей зимы.
За исключением Африки и обеих Америк, где лошадей не было до тех пор, пока испанцы не ввезли их, лошадь везде связывали с приходом господствующих цивилизаций и с превосходством. Любопытно в этом отношении «рождение» нового божества у южноамериканских индейцев. Во время одного из походов любимый конь испанского завоевателя Кортеса серьезно повредил себе ногу. Кортес оставил его в городе Тайясале на попечение правителя города, взяв с него клятвенное обещание, что о коне будут заботиться и оберегать его. Индейцы сдержали слово: коню отвели самое лучшее в городе помещение - роскошный храм и стали его усиленно кормить и ублажать. Индейцы лошадей не знали, не умели с ними обращаться, но считали их «знатными особами», поэтому засыпали храм, куда поместили коня Кортеса, благоуханными цветами, а самого коня кормили отборным мясом. В результате такой «заботы» конь умер с голоду. Испуганный правитель города приказал изготовить из камня копию животного и вымаливать у него прощение. Конь был изготовлен и получил имя Цимин Чак, что означало «громовой тапир». (Тапиров индейцы хорошо знали, но никогда не слышали конского ржания, поэтому решили, что гром вызывает ржание этого необычного животного.) С тех пор прошло более четырех веков, уже забыта история «рождения» этого божества, но многие индейские племена продолжают поклоняться лошади, точнее - Цимин Чаку, которого считают вторым по значению богом (первый - бог дождя).
Символизм лошади охватывает очень широкий диапазон, простираясь от света к тьме, от неба к земле, от жизни к смерти.
Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с богами Солнца, впряженная в их колесницы; как лунная сила (элемент влаги, море и хаос) она воплощается в боевых коней океанических богов.
Символ коня по эзотерическому значению часто совпадает с символом. В Индии таков символ белого коня Калки, грядущего воплощения Вишну.
Белая лошадь - почти всегда солнечный символ света, жизни и духовного просветления. Она - атрибут Будды (сказано, что он покинул земную жизнь на белой лошади), милосердного Бато Каннон в Японии, Пророка в исламе (для которого лошади были символом счастья и благополучия). Христа иногда изображали верхом на белом коне. Христианство связывает коня с победой, восхождением, мужеством и великодушием. Белая Лошадь, символизирующая меловые земли Южной Англии, изображалась на знаменах древних саксов; возможно, эта символика связана с кельтской богиней-лошадью Эпоной, которая пришла из римской мифологии и считалась покровительницей лошадей. Белая лошадь также являлась символом Ганноверского королевского дома.
Согласно древним поверьям, лошади знают тайны загробного мира, поэтому их использовали в похоронных обрядах как проводников или посланцев в загробный мир.
Символика лошади иногда приобретает мрачную окраску. На ней может скакать дьявол, и тогда она становится фаллическим символом. Если всадник - Дикий Охотник или Эрл-Король, она означает смерть. Смерть обычно представляется в виде черной лошади, но она же едет и на «бледном» коне. В Откровении Иоанна Богослова говорится о четырех конях Апокалипсиса: конь белый означает чуму; конь рыжий (ярко-красный) - войну, конь вороной - голод, конь бледный - смерть. Четыре коня Апокалипсиса означают эсхатологический конец света.
Иногда лошади ассоциируются с сексуальной энергией, порывами желания или вожделением, как на картине Фузели «Ночной кошмар» (1781): молодая девушка видит во сне, что лошадь с безумными глазами просовывает голову под полог ее кровати.
В христианском искусстве лошадь является эмблемой мужества и благородства. Когда христиане еще таились в катакомбах, лошадь символизировала мимолетность жизни.
У древних славян конь служил символом смерти и воскресения, подобно восходящему и заходящему Солнцу.
Крылатые Лошади - солнечный и духовный символ. Лошади везут колесницу Солнца в античной, иранской, вавилонской, индийской и скандинавской мифологиях. На них скачут многие другие боги, включая Одина, чей восьминогий конь Слейпнир символизирует восемь ветров. Облака - кони валькирий, скандинавских дев-воительниц.
Кроме того, крылатый конь - символ поэтического вдохновения, выразителем которого стал Пегас - волшебный конь, родившийся из тела убитой Персеем горгоны Медузы. Впоследствии он вознесся на Олимп, где доставлял Зевсу молнии. От удара копытом Пегаса на горе Геликон возник источник Гипокрены, вода которого, по преданиям, вдохновляла поэтов. На укрощенном им Пегасе мифологический герой Беллерофонт победил трехглавое чудовище Химеру . (Иносказательно: «Крылья Пегаса возносят выше крыльев Химеры!») Древние связывали Пегаса с богиней зари Эос и считали, что он после смерти Беллерофонта был помещен на небе в виде созвездия Пегаса.
Нагруженная лошадь является символом человеческого тела, несущего ношу своей духовной конституции, либо, наоборот, это символ духовной природы человека, несущей на себе бремя материальной личности.
Объезженная лошадь - символ власти; отсюда популярность конных статуй.
Троянский конь - символ коварства. С точки зрения герметического знания, деревянный троянский конь, вмещающий в себе отряд, готовый к захвату города, представляет человеческое тело, скрывающее в себе бесконечные возможности, которые развиваются и завоевывают все окружающее.
В символике тибетской медицины конем называют вещество, которое сопровождает основное лекарственное средство к пораженному органу.
В геральдической символике конь сочетает свойства сразу нескольких животных: храбрость льва , зрение орла , силу вола , быстроту оленя и ловкость лисицы . В гербе всегда изображается в профиль. Называется бешеным (effare, carbe), если представляется поднятым на дыбы; играющим (anime), если цвет глаз отличается от цвета тела; диким (gai), если он без узды; взнузданным (bride), оседланным (selle), покрытым латами (barde), попоною (caparaconne).
Лошадь – одно из первых приручённых человеком животных, которое издавна играло существенно-важную роль в жизни людей, будучи верным спутником на охоте, в походах и боях, что не могло не отразиться в мифологии различных народов, где этому животному всегда уделялось немало внимания.
Лошадь – одно из наиболее часто встречающихся животных в мифах различных народов, которое наделяли сверхъестественными силами. Как это ни парадоксально, но в многочисленных мифах она издавна фигурировала как животное, ассоциирующееся с довольно противоречивыми понятиями, в частности, одновременно была символом жизни и смерти.
В древности люди верили, что и Солнце, и Месяц выезжают на небо на колеснице, запряжённой лошадьми. Солнце, как подобие золота, представляли на золотой колеснице, запряжённой златогривыми лошадьми, а Месяц – на колеснице с серебристыми лошадьми. Поскольку Солнце считалось символом жизни, а Месяц ассоциировался с тёмным временем суток и смертью, то, соответственно, лошади придавали символику и жизни, и смерти, ведь это животное, согласно мифологическим воззрениям, одновременно служило двум великим божествам.
С приходом христианства все эти мифы нашли своё отражение и в библейских сказаниях. Стоит лишь вспомнить о несущих погибель всему живому всадниках Апокалипсиса и абсолютно противоречащих смертельной символике светлых ангелах на белоснежных лошадях, ассоциирующихся с чистотой души.
Но белый конь ассоциировался со светлыми силами не только в христианстве, а и во многих иных религиозных и мифологических представлениях. Так, согласно буддийским притчам, Будда покидает свой дом и отправляется в путешествие по миру именно на белом коне, а древнегреческий бог солнца Феб пролетает по небу на колеснице с белыми лошадьми. В противоположность белому, чёрного коня отождествляли с хаосом и смертью.
Многочисленные образы крылатых коней из мифологических представлений различных народов мира также не случайны. Наделение земного животного сказочными крыльями подчёркивало принадлежность лошади к культу солнца и служило символикой духовности. К примеру, в китайской мифологии, в которой лошадь всегда считалась добрым предзнаменованием и ассоциировалась с небом, огнём, скоростью и упорством, крылатый конь является носителем Книги Закона. В целом, в различных культурах, крылатый конь символизировал непорочность, светлые силы и жизнь, и им обычно могли управлять лишь святые и герои. Во многих сказках конь – волшебное животное, помогающее главному герою добраться в несусветные дали и вместе со своим всадником вступающее в борьбу с воплощением сил зла. Поэтому не удивительно, что лошадь также издавна ассоциировалась с такими качествами, как мудрость, смелость, благородство и быстрота мысли. Помимо того, кони издавна служили символом вечного бега времени и постоянных перемен, поэтому часто отождествлялись с ветром и изменчивыми морскими волнами.
Лошадь издавна считалась и символом власти. Так, согласно скандинавским мифам, на обладавшем 8 ногами (что символизировало восемь ветров) коне Слейпнире ездил верховный бог Один, а облака считались лошадьми небесных воительниц – валькирий. Римляне же приносили коня в жертву богу войны Марсу, поскольку лошади были верными спутниками воинов.
С давних пор лошадь была объектом многочисленных магических ритуалов и во многих культурах считалась священным животным (у многих народов существовал запрет на употребление в пищу конины). Древние греки ежегодно приносили в дар богу Солнца колесницу, запряжённую лошадьми, которую топили в море, а в Древнем Риме ежегодно в октябре устраивали гонки на лошадях, получившие наименование «октябрьского коня».
Жертвенные ритуалы, связанные с лошадьми были распространены во многих культурах, поскольку этих животных часто связывали с переходом между различными мирами.
У многих народов именно конь был жертвенным животным на похоронах и наравне с собакой считался проводником человека на тот свет. Связанные с переходом между мирами лошади часто использовались во многих ритуалах «переходов» (становление подростка юношей, замужество, свадьба, похороны). К примеру, инициация княжича на Руси сопровождалась седланием юношей коня, что сохранилось в традициях казаков, а свадебных ритуалах непременным традиционным атрибутом перехода к новой жизни являлась повозка, запряжённая лошадьми (именно они-то и везли молодожёнов к новой жизни – семейной).
Помимо самой лошади, магическими свойствами наделялись и части её тела. К примеру, мощным оберегом от порчи и заговоров считалась как конская голова, так и конские черепа, а покупая лошадь, непременно старались приобрести уздечку у прежнего хозяина, веря, что иначе лошадь вернётся в прежний дом.
Православные рассказы. Рассказ о купце и его лошади
Символика коня чрезвычайно сложна и не до конца ясна. Конь символизирует интеллект, мудрость, знатность, свет, динамичную силу, проворство, быстроту мысли, бег времени. Это типичный символ плодородия, мужества и мощной власти. Также этот образ является древним символом циклического развития мира явлений (кони, выносящие Нептуна с трезубцем из морской пучины, воплощают космические силы первобытного хаоса).
Вы можете приобрести символические изображения коня |
Как солярная сила белая, золотая или огненная лошадь появляется вместе с солнечными богами (Гелиос, Ра, Индра, Митра, Мардук), впряженная в их колесницы; как лунная (элемент влаги, море и хаос) сила — боевые кони океанических богов, божественные кони Посейдона. Крылатый конь — это Солнце или космический конь. Он представляет чистый интеллект, невинность, жизнь и свет; им правят герои. Резвый и быстрый конь может символизировать ветер и морскую пену, огонь и свет.
Конь — психопомп и посланник богов. В различных традициях конь некогда представлял собой заупокойное животное, переносящее умершего в иной мир. Таким образом, лошадь символизирует как жизнь, так и смерть (пара коней, белый и черный, олицетворяют жизнь и смерть).
Не случайной является масть коня. В различных традициях можно заметить преобладание двух мастей: сивой и рыжей. На русских иконах, изображающих змееборство, конь почти всегда или белый, или огненно-красный. В этих случаях красный цвет явно представляет собой цвет пламени, что соответствует огненной природе коня. Белый же цвет есть цвет потусторонних существ, существ, потерявших телесность — везде, где конь играет культовую роль, он всегда белый. Так, греки приносили в жертву только белых лошадей; в Апокалипсисе смерть сидит верхом на «бледном коне»; в германских народных представлениях смерть является верхом на тощей белой кляче.
Конь олицетворяет необузданные страсти, природные инстинкты, бессознательное. В связи с этим в античную эпоху он часто наделялся способностью предсказания. В сказках (например, у братьев Гримм) коню как обладающему качествами ясновидения часто поручалась задача своевременно предостерегать своих хозяев. Юнг считает, что конь выражает магическую сторону Человека, интуитивное познание.
Cамый важный и знаменитый ведийский ритуал — «жертвоприношение коня», ашвамедха. В его структуре видны элементы космогонического характера — конь практически олицетворяет Космос и его жертвоприношение символизирует (т. е. воспроизводит) акт творения. Ритуал был призван очистить всю страну от греха и обеспечить плодородие и процветание. Следы этого ритуала можно найти у германцев, иранцев, греков и латинян.
Конь является воплощением бога Агни. Он — бог огня, посредник между двумя мирами, сопровождающий души умерших в поднебесье. В «Ригведе» небо сравнивается с конем, украшенным жемчугами.
Ашвины («обладающие конями» или «рожденные от коня») — божественные близнецы ведийской мифологии, солярные божества. Подчеркивается их роль божественных целителей. Они — «всезнающие», «божественные врачи» — помогают в беде, приносят богатство, дают жизненную силу, возвращают жизнь умершим.
В иранской мифологии колесница Ардвисуры Анахиты запряжена четверкой белых коней: ветром, дождем, облаком и мокрым снегом. Одна из самых красочных легенд повествует о битве Тиштрии, олицетворяющего Сириус, и демона засухи Апаоши. Каждый год они вступают в единоборство на берегу моря. Тиштрия спускается с неба в виде белого златоухого коня. Там его встречает Апаоша — конь черный, облезлый, безобразный. От исхода их битвы зависело многое — дожди, плодородие, жизнь. Это общеиндоевропейский мифологический сюжет об освобождении мировых вод в результате поединка бога-громовержца с демоническим противником.
В китайской мифологии лошадь — Небеса, огонь, ян, юг, скорость, упорство, доброе предзнаменование.
В буддизме конь — нечто неразрушимое, скрытая природа вещей. Крылатый или Космический конь «Туча» является одним из образов Авалокитешвары. В Японии одной из его форм проявления является богиня Бато Каннон, милосердная Великая Мать. Она может появляться либо как белая лошадь, либо с головой лошади, либо в короне с фигурой лошади.
Древняя Греция:
Творцом, отцом или дарителем лошадей предстает Посейдон — бог моря, землетрясений и родников. В Греции Посейдона почитали с эпитетом Гиппий (Конный). Согласно преданию, влюбленный Посейдон преследовал Деметру, но та, избегая его, превратилась в кобылу. Тогда Посейдон сам превратился в коня и соединился с Деметрой, от этого брака родился Арион, божественный, умевший говорить конь.
Крылатый конь Пегас был сыном Посейдона и Медузы. Ударом копыта он открывает новый ключ на Геликоне — «лошадиный источник», Гиппокрену. Белые кони несут солнечную колесницу Феба-Аполлона, Гелиос мчится по небу на огненной четверке коней под золотым ярмом, Диоскуры скачут на белых конях.
У римлян белые кони запряжены в колесницы Аполлона и Митры. Эпона, заимствованная у кельтов, становится римской богиней — защитницей лошадей. Конь — атрибут Дианы-охотницы.
Боги-всадники кельтов часто имеют облик воинов. В Ирландии и Уэльсе слово "лошадь«(ирл. ech) входит в имена множества мифических персонажей, связанных с солнечным культом и потусторонним миром. Например, добрый бог Дагда носит имя Эохаид, Отец всех, а один из правителей фоморов зовется Эохо Эхкенд («Эохо конская голова»).
Богиня Эпона считалась небесной покровительницей лошадей. Она неизменно изображалась в окружении лошадей, часто с символами плодородия и изобилия. Эпона нередко отождествлялась с врачеванием, в частности — с водолечением. Кроме того, ее культ связан со смертью; считается, что она играла роль провожатого и стража, охранявшего души умерших при переходе в подземный мир.
В германо-скандинавской мифологии лошадь посвящена Одину, который ездил на восьминогой кобыле Слейпнире. Тучи — это боевые кони Валькирий. В христианстве конь — это Солнце, смелость, благородство. Конь является эмблемой святых Георгия, Мартина, Маврикия, Виктора; дикие кони — эмблема святого Ипполита.
Четыре коня Апокалипсиса — это война, смерть, голод и эпидемия.
Рыцарство:
«Рыцарю принадлежит конь, символизирующий душевное благородство, дабы сев на него, возвышался бы рыцарь над всеми людьми, дабы виден он был издалека и дабы сам он видел далеко вокруг и раньше других смог бы выполнить то, что велит ему рыцарский долг.» (Раймунд Луллий).
Славянство: Изучая скифские погребения, установили, что если у умершего была любимая лошадь, то родственники убивали эту лошадь на могиле, думая, что она донесет его в страну духов, или же срезали несколько конских волос и клали их в могилу. Волосы давали такую же власть над конем, какую они дают в сказке. Известно, что коней хоронили вместе с воинами. «Убивали лошадей и рабов с тем намерением, чтобы эти существа, погребенные вместе с умершим, служили ему в могиле, как служили при жизни.»
Шаманская традиция: Конь занимает совершенно особое место в шаманском ритуале и мифологии. Конь — прежде всего перевозчик душ и погребальное животное — используется шаманом в различных ситуациях как средство, помогающее достичь состояния экстаза. Известно, что типично шаманским атрибутом является восьминогий конь. Восьмикопытные или безголовые лошади зафиксированы в мифологии и обрядах германских и японских «мужских союзов». Конь является мифическим образом Смерти, он доставляет умершего в потусторонний мир, осуществляет переход из одного мира в другой.