Самые разные! Условно рыцарские развлечения можно разделить на два периода:
1. С 10 по 14 века главным развлечением рыцарей были турниры-тьёсты и турниры-бугурты.
Первыми были бугурты: когда две команды рыцарей бегали по определенной территории в доспехах с оружием и выбивали друг из друга говно. Целью этого действа было не только развлечение и демонстрация силы, но и тренировка. То есть, благородные доны и сэры устраивали натуральную войнушку, в ходе которой калечились и умирали, а тепловые удары были чуть ли не обязательным сопровождением этого праздника жизни.
Чуть позже - где-то в 1170-х годах - появляется тьёст (Tjosten) - каноничный турнир, во время которого две консервы на конях сшибаются через загородку. Они довольно быстро стали популярными и начали вытеснять бугурты, поскольку рыцари в них калечились и умирали намного реже, все происходило на глазах у зрителей и смотрелось гораздо круче.
Вокруг всего этого развился богатый церемониал: богослужения, выступления актеров и акробатов, поединки оруженосцев, принесения клятв и выборы королев любви и красоты. Потом, когда все пофланировали, помолились и выбрали королев, начинались те самые тьёсты, по окончанию которых - групповой поединок Melee с рыцарями, разделенными по "нациям". После группового поединка победители забирали коней и доспехи побежденных, проводили богослужение и устраивали еще пару дней попойки.
2. С начала 15 века вся эта канитель сильно усложнилась. Появление пластинчатых лат, позиция Церкви и то, что рыцари умирать в лишний раз не хотели, вытеснили бугурты в пользу тьёстов, которые, в свою очередь, разделились на кучу сортов, добавив также бои на булавах в смешных решетчатых шлемах, конные упражнения и кучу других извращений.
К концу 15 века всё это преобрело еще более замысловатый вид и турнир времен "последнего рыцаря" Максимилиана включал следующие элементы:
- бой пешком на пиках через барьер (который сам Макс очень любил, кстати), в котором надо было сломать пику;
- бой пешком на мечах;
- сшибка-гештехт с барьером, в ходе которой надо было сломать копья;
- полевой турнир, в котором рыцари разделялись по "нациям" в две лавы и ломали копья;
- и целая обойма конных поединков-ренненов, имевших множество разновидностей.
О ренненах чуть подробнее:
- собственно реннен: рыцари в существенно облегченных доспехах со специальными сёдлами без высоких лук сшибаются, пока один из них не упадёт;
- механический реннен: щит-тарч крепился на специальный механизм, который от удара выстреливал его. Иногда тарчи разлетались, иногда улетали с особым звуком, иногда все сразу;
- вариант механического реннена бундреннен отличался тем, что щит по направляющим улетал вверх и рыцарю надо было отклонить голову, чтобы тарч не улетел вместе с носом и подбородком;
- точный реннен требовал меткости, поскольку в тарч нужно было ударить точно по центру, чтобы он слетел с петель;
- жесткий реннен отличался от остальных тем, что тарчи не улетали и не ломались, а крепились очень жестко, потому рыцари друг друга выбивали с первого раза.
Отличие ренненов было не столько доспехах (погугглите, они очень интересные), сколько в том, что здесь рыцарю требовалось показывать свое владение конём, одетым в налобник без вырезов для глаз, хватать на полном скаку копья и так далее.
В отдельных случаях рыцарей могли озадачить, к примеру, конным поединком на булавах, пешим поединком на алебардах или двуручных мечах, какой-нибудь джигитовкой и предложением станцевать или походить колесом в полных латах.
Военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе. Предположительно, турниры стали проводиться со второй половины XI века. Родина турниров - Франция.
«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли
«Отцом» турнира называют Жоффруа де Прейли (ум. в 1066 году). Он написал правила для первых турниров. Интересно, что Жоффруа де Прейли был убит на турнире, для которого сам же написал правила. Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную военную силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королём либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т. д. На турниры собирались рыцари со всех концов Европы. Он происходил публично, при широком стечении феодальной знати и простонародья.
Средневековые развлечения: Рыцарский турнир
Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое «ристалище». Ристалище имело четырёхугольную форму и было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира.
Условия (правила) были различными. В XIII веке рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что четыре поколения его предков были свободными людьми. Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, только что посвящённых в рыцарское звание, так называемое «жюте». Такой поединок назывался жюст (от англ. «joust») - поединок на копьях (конно-копейная сшибка). Рыцари старались выбить противника из седла, не упав самому, либо преломить своё копье о щит противника. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по «нациям» или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побеждённых платить выкуп.
Рыцари | Досуг
Турниры
Назначение турнира - демонстрация боевых качеств рыцарей, составлявших главную воен. силу Средневековья. Турниры обычно устраивались королем, либо баронами, крупными сеньорами по особенно торжественным случаям: в честь браков королей, принцев крови, в связи с рождением наследников, заключением мира и т.д. На турнир собирались рыцари со всех концов Европы; он происходил публично, при широком стечении феодальной. знати и простонародья.
Для турнира избиралось подходящее место вблизи большого города, так называемое "ристалище". Ристалище имело четырехугольную форму, было обнесено деревянным барьером. Рядом воздвигали скамейки, ложи, палатки для зрителей. Ход турнира регламентировался особым кодексом, за соблюдением которого следили герольды, они называли имена участников и условия турнира. Условия (правила) были различными. В XIII в. рыцарь не имел права участвовать в турнире, если не мог доказать, что 4 поколения его предков были, свободными людьми.
Со временем на турнире стали проверять гербы, ввели специальные турнирные книги и турнирные списки. Обычно турнир начинался с поединка рыцарей, как правило, только что посвященных в рыцарское звание, т.наз. "жюте". Такой поединок назывался "тиост" - поединок на копьях. Затем устраивалось главное состязание - имитация сражения двух отрядов, формировавшихся по "нациям" или областям. Победители брали противников в плен, отнимали оружие и коней, заставляли побежденных платить выкуп.
С XIII в. турнир нередко сопровождался тяжелыми ранениями и даже гибелью участников. Церковь запрещала турниры и погребение погибших, но обычай оказался неискоренимым. По окончании турнира назывались имена победителей, раздавались награды. Победитель турнир имел право выбрать царицу турнира. Турниры прекратились в XVI в., когда рыцарская конница утратила свое значение и была вытеснена пехотой стрелков, вербовавшихся из горожан и крестьян.
Охота и пиры
Развлечения рыцарей были тесно связаны с их военизированным образом жизни. Одним из любимейших способов отдыха была охота, где рыцари могли проявить свою удаль и отвагу. Чаще всего в Западной Европе охотились на кабана или оленя. Также очень популярна была соколиная охота на птиц. Обычно для проведения охоты каждый феодал имел свои заповедные леса. Особенно огромны и богаты дичью были,конечно,королевские заповедники. Умение охотиться было одним из качеств настоящего рыцаря. Поэтому большинство феодалов и королей были страстными охотниками. Охота обычно тщательно подготавливалась егерями,а в загоне проинимали участие вассалы и гости феодала. Право забить дичь обычно предоставлялось наиболее знатному сеньору.
Добытая на охоте дичь украшала пиршественный стол феодала. Пиры также были важным атрибутом жизни рыцарей.На пирах между феодалом и его дружинниками устанавливались особо теплые, дружественные отношения. Кроме того, пиры часто служили платой феодала за службу своим вассалам. Нередко именно на пирах феодалы дарили своим верным слугам деньги и драгоценнрости в знак своего расположения к ним. Рыцарские пиры были местом выступления многочисленных средневековых артистов, здесь же часто давались обещания совершить какой-либо подвиг, выступит в крестовый поход или вечно служить своей возлюбленной.
, 2055.92kb.
Глава IV. Феодалы и крестьяне
К середине XI века в Европе установился общественный строй, который современные историки называют феодальным. С середины XI до конца XIII века в передовых странах своеобразие эпохи проявилось особенно ярко. Это было время расцвета средневекового общества.Власть в обществе принадлежала землевладельцам-феодалам, светским и церковным. Подавляющее большинство населения составляли зависимые крестьяне. Во главе стоял монарх (единоличный правитель): король, в более мелком государстве - граф или герцог.
Привилегии и обязанности господ и крестьян оформились определенными обычаями, писанными законами и установлениями. Крестьяне и горожане не входили в феодальную лестницу, но также были связаны с господами договорными отношениями. Такие личностные отношения в виде договоров и клятв-обязательств - примечательная особенность западного Средневековья.
§ 11. В рыцарском замке
1. Замок феодала. Начиная с VIII века для защиты от нападений норманнов и венгров в Европе было построено немало замков. Постепенно каждый господин старался соорудить себе замок: в зависимости от возможностей - огромный или скромный. Замок - это жилище феодала и его крепость.Сначала замки строили из дерева, позднее - из камня. Мощные стены с зубчатыми башнями служили надежной защитой. Замок часто возводили на холме или высокой скале, окружали широким рвом с водой. Иногда его строили на острове посреди реки или озера. Через ров или протоку перекидывали подъемный мост, на ночь и при нападении врага его поднимали на цепях. Из башни над воротами постоянно обозревала окрестности стража и, заметив в отдалении врага, трубила сигнал тревоги. Тогда воины спешили занять свои места на стенах и в башнях.
Чтобы проникнуть в замок, надо было преодолеть много препятствий. Враги должны были засыпать ров, по открытому пространству одолеть холм, подойти к стенам, взобраться на них по приставленным штурмовым лестницам или разбить тараном дубовые, окованные железом ворота.
На головы врагов защитники замка сбрасывали камни и бревна, лили кипяток и горячую смолу, метали копья, осыпали их стрелами. Зачастую нападавшим приходилось штурмовать вторую, еще более высокую стену.
Над всеми постройками возвышалась главная башня - донжон. В ней феодал со своими воинами и слугами мог выдержать долгую осаду, если другие укрепления уже захвачены. Внутри башни один над другим были расположены залы. В подвальном помещении делали колодец и хранили запасы продуктов. Рядом в сыром и темном подземелье томились узники. Из подвала обычно рыли тайный подземный ход, который выводил к реке или лесу.
Единственная железная дверь, ведущая в башню, была расположена высоко над землей. Если удавалось ее разбить, то приходилось вести борьбу за каждый этаж. По приставным лестницам надо было пробираться через люки, которые закрывались тяжелыми каменными плитами. На случай захвата башни в толще стены была сделана винтовая лестница; по ней хозяин замка вместе с семьей и воинами мог спуститься в спасительный подземный ход.
2. Снаряжение рыцаря. Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был вооружен большим мечом и длинным копьем; нередко он пользовался также боевым топором и палицей - тяжелой дубиной с металлическим утолщенным концом. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Тело рыцаря защищала кольчуга - рубаха, сплетенная из железных колец (иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы - доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицо забрало - металлическую пластинку с прорезями для глаз. Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождали оруженосец и несколько вооруженных воинов, конных и пеших, - целая «боевая единица».
Боевой конь, рыцарское снаряжение и снаряжение путников стоили очень дорого. Поэтому нести рыцарскую службу мог землевладелец, которого обеспечивали всем необходимым зависимые крестьяне.
Феодалы готовились к военной службе с детства. Они постоянно упражнялись в фехтовании, верховой езде, борьбе, плавании и метании копья, учились приемам и тактике боя.
3. Развлечения рыцарей. Господа редко сами занимались хозяйственными делами. Для этого в каждом имении они держали управляющих. Основное время феодалы отдавали войнам и воинским упражнениям, охоте и пирам. Любимые развлечения рыцаря - охота и турниры - были связаны с военным делом.
Охота не только служила развлечением, но и помогала пополнять запасы пищи. Во время охоты можно было проявить отвагу и ловкость: борьба с разъяренным диким кабаном или раненым медведем была столь же опасна, как с вражеским воином, а погоня за оленями тренировала в верховой езде.
Турниры - военные состязания рыцарей в силе и ловкости - устраивали короли и знатные феодалы. Там собиралось много зрителей, порой из нескольких стран. Знатные господа, судьи и дамы восседали на трибунах, а простой люд теснился за деревянным барьером вокруг арены.
Специальные глашатаи - герольды - объявляли имена и девизы рыцарей, вступающих в бой. Участники турнира, одетые в боевые доспехи, разъезжались в противоположные концы арены. По знаку судьи они мчались на конях навстречу друг к другу. Тупым турнирным копьем рыцарь старался выбить противника из седла. Иногда состязание кончалось серьезными увечьями или даже гибелью участников. Победитель получал в награду коня и доспехи побежденного противника. Изредка разыгрывалось сражение двух рыцарских отрядов, которые выстраивались цепью. Обычно турнир завершали пиром. И наоборот, торжественные пиры по случаю побед, коронаций, свадеб и других важных для знати событий включали зачастую не только застолье и танцы, но и турнирные состязания. Во время таких торжеств нередко происходили посвящения в рыцари, раздавались почести и награды. Вечерами обитатели замка собирались в общей зале, где горел огромный очаг - камин, играли в кости и шахматы, пили вино и пиво, решали свои семейные дела. Однообразную жизнь нарушали приезды гостей и праздники. На пирах в замках рекой лилось вино, столы ломились под тяжестью закусок. Звериные туши зажаривались в очагах целиком, на огромных вертелах. Обитателей замков и их гостей веселили шуты и карлики, приглашенные артисты и, конечно, поэты из числа свиты.
В детстве к будущим рыцарям приглашали учителей, которые обучали их пению, танцам, умению одеваться, поведению в обществе, но не всегда - чтению, письму, арифметике.
4. «Позор и срам мне страшны - не кончина». Знатные рыцари считали себя людьми «благородными», гордились древностью своих родов и числом знаменитых предков. Рыцарь имел свой герб - отличительный знак рода и девиз - краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
Рыцари не стеснялись грабить побежденных, собственных крестьян и даже проезжих на больших дорогах. В то же время рыцарю полагалось презирать расчетливость, бережливость, но проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военную добычу чаще всего тратили на подарки, пиры и угощения друзей, охоту, дорогую одежду, на содержание слуг и воинов.
Другим важным качеством рыцаря считалась верность королю и сеньору. Это была его главная обязанность. А измена налагала клеймо позора на весь род предателя. «Кто своему сеньору изменяет, тот кару должен понести по праву» - сказано в одной из поэм. В сказаниях о рыцарях воспевались смелость, удаль, презрение к смерти, благородство.
В этот выработанный кодекс (законы) рыцарской чести входили и другие особые правила: рыцарь должен искать подвиги, бороться с врагами христианской веры, защищать честь дам, а также слабых и обиженных, особенно вдов и сирот, быть справедливым и галантным.
Но эти правила рыцарской чести применялись главным образом в отношениях между феодалами. Всех, кого считали «неблагородными», рыцари презирали, вели себя с ними высокомерно и жестоко.
Впрочем, и в отношениях между «благородными» людьми правила рыцарской чести соблюдались не всегда. В повседневной жизни, в семье, с вассалами и равными многие феодалы были грубы, жестоки и несдержанны, алчны и скупы, могли нанести бесчестье женщине.
Рыцарские доспехи, их форма и детали подробно описываются в сценах, где сэр Гавейн собирается в дорогу. Вторая половина XIV века - переходное время от кольчуги к «белому» доспеху из цельного металла. Уже начиная с этого периода руки и ноги защищены «белым» доспехом: Гавейн «голени плотно замкнул звенящим доспехом» (575), «броней полированной руки горели» (582). Поверх бастинета продолжали носить большой шлем, к концу века он стал использоваться только на турнирах. Однако Гавейн надевает его, отправляясь в опасное путешествие:
Шлем свой поднял Гавейн, коснулся губами -
Из лучшей стали его мастера ковали -
И над челом водрузил, скрепив на затылке... (605)
На бедра, как уже упоминалось, надевался рыцарский пояс, грудь защищала кольчуга. Возможно, отдельные ее полотна крепились там, где кожа или «белый» доспех оставляли открытыми стыки: сгиб руки, подмышки. Сочетание кольчуги и лат из цельного металла описывается в романе:
До блеска начищена сталь, сияют латы -
Ржавчина не прикасалась к кольцам кольчужным... (2017)
Богатство отделки присуще и рыцарским доспехам: золотые застежки, шелк и алмазы на шлеме, золотые украшения на щите, бархатный плащ с меховой отделкой, драгоценный пояс... Помимо пышной отделки, о происхождении и благородстве рыцаря говорит его щит с гербом и символами основных рыцарских качеств: верности, благочестия, щедрости, преданности.
Основу классического рыцарского вооружения составляли тяжeлый (иногда двуручный) меч и копьe. Часто этот набор дополнялся кинжалом, алебардой (топором с двумя лезвиями), булавой (железной дубиной с шарообразным или ребристым завершением) и боевым молотом. Однако к XIV веку последние три предмета покинули рыцарский арсенал. Тем удивительнее, что Зеленый Рыцарь, явившийся в Камелот без доспехов и оружия, вооружен, тем не менее, огромным топором:
Была его лопасть длинной в локоть иль боле,
Вился узор золотой по зелени хладной,
И скалилось лезвие, будто боя алкало,
Отточено во всю ширь острее бритвы. (210)
Таким оружием наделялись обычно в средневековой литературе великаны, дикие варвары и фантастические чудовища. Гавейн же наделен более «благородным» оружием - копьем и мечом. Именно копье и меч, традиционное оружие на турнирах, а также доспехи Гавейна, подчеркивают контраст между светским рыцарем, вызывающим восхищение отвагой и красотой, и полудиким фантастическим великаном, внушающим страх.
Развлечения рыцаря
Рыцарь, средний или крупный феодал, имел достаточно свободного времени, чтобы проводить его в праздности и развлечениях. Охота, турниры, пиры, беседы и споры, различные состязания и танцы составляли значительную часть жизни рыцаря. Старая, «трехчастная» модель средневекового общества оправдывала эту праздность непростой задачей, лежащей на рыцарстве - защитой «трудящихся» и «молящихся» от внешних опасностей, разбоев и грабительских набегов. Конец XIV века - время, когда эти охранительные функции рыцарством уже были утрачены, но многие из них еще сохранили любовь к традиционным рыцарским увеселениям, хотя немногие - возможность уделять им время и средства. Конец XIV века (а именно тогда был написан «Гавейн») - это время постепенного упадка домениального хозяйства, барщина и крестьянская зависимость уступают понемногу фиксированной ренте и отношениями аренды между землевладельцем и крестьянином. Эта рента, в условиях экономической нестабильности, инфляции, не могла обеспечить титулованной знати прежнего расточительного образа жизни.
В «Сэре Гавейне...» ярко изображен именно такой образ жизни. Роман начинается с королевского пира в Камелоте, затем Гавейн попадает в замок Зеленого Рыцаря, где хозяин стремится его развлечь перед непростым испытанием.
Пир - возможность продемонстрировать щедрость и знатность рыцаря, чем богаче стол, посуда, чем разнообразнее развлечения (музыка, актеры, танцовщицы, жонглеры, странствующие певцы, поэты и т.п.), тем больше оснований у хозяина надеяться на уважение и дружбу гостей.
Пир мог прерываться «потехой ратной» (40) - поединками и спорами между рыцарями, которые тоже воспринимались как развлечение, достоиное мужчины:
На ристалище доблестно рыцари бились,
Не раз сшибались ратники в шутку,
И вновь устремлялись к застольям шумным...(41)
Что касается пищи, то она была обильна, жирна, за стол во время праздника могли садиться несколько раз («и дважды столы ломились от яств несметных...»(61), и каждый раз стол накрывался заново, готовились новые блюда. «Сэр Гавейн...» содержит описания только таких, очень пышных и богатых пиров. Вряд ли подобную роскошь могли себе позволить мелкие рыцари.
Какая же еда могла стоять на пиршественном столе? По выражению самого автора, «Десятки жирных блюд тонули в винном море» (127).
Здесь и тушеное мясо, и различные соусы, наваристый суп с приправами, рыба, приготовленная на углях, в тесте или сваренная в бульоне, обилие дорогих восточных специй и пряностей, отборные вина, охотничьи трофеи - дичь, кабан или оленина. Перед приемом пищи обязательно умывали руки и лицо (73), за столом сидели в соответствии с занимаемым положением:
Почетные гости вверху, прилично чину (74)...
За верхним столом сидели почетные гости:
Гордый Гавейн усажен подле Гвеневры,
Слева обок с ним сел Агравейн стальнорукий:
Два королевских племянника мужеством славны. Справа же от Артура - епископ Болдвин,
Следом Ивейн, сын Урина. И ниже помоста
Село по чину немало воинов смелых...(114)
Хороший пир обязательно сопровождался музыкой. По выражению К.А. Иванова, преподавателя Санкт-Петербуржской Пятой гимназии и Патриотического института конца XIX века, «и в то, далекое от нас и, сравнительно, грубое время, объедаясь и предаваясь излишнему употреблению вина, люди чувствовали какую-то инстиктивную потребность в чем-то высшем и лучшем»Иванов К.А. Средневековый замок и его обитатели в эпоху процветания рыцарства. Спб, 1894. Стр. 36. . По этой причине, или, скорее, из тщеславия и желания прослыть хорошим хозяином и ценителем изысканных развлечений, рыцарь приглашал на свой пир певцов и музыкантов. Их искусство выступало в качестве фона для пира, редко рыцари отвлекались от застолья и смотрели представление:
И гром барабанов с пеньем трубы здесь спорил,
Волынки вступили, и в такт им всколыхнулись
В сладком томленье сердца отважных.
И покатило вперед колесо застолья... (118)
Однако это описание относится скорее к редким, праздничным пирам при дворе или в богатом замке. А повседневные, менее затратные развлечения рыцарей сводились к беседе у разожженного камина за ужином, охоте в собственных лесных угодьях. Чтение явно не относилось к излюбленным занятиям рыцарей: ни в «Сэре Гавейне...», ни у Чосера, ни в других произведениях XIV века, как и более раннего времени, не встречается ни одного упоминания о книгах, библиотеках, чтении.
Рыцарю, человеку военному, знатному, гораздо ближе по духу была охота.
И верно, первейшая среди потех - охота,
Хоть от сотворения мира придумано их несть числа (1915).
Мужчины вставали на рассвете, и, облаченные в дорожные доспехи, выезжали на охоту. Их сопровождали егеря, профессиональные охотники, загонщики, опытные псари с собаками. Свора породистых гончих могла быть объектом гордости хозяина, и он с радостью демонстрировал ее во время охоты. Охотиться могли на оленя, кабана, птицу, лис и т.д. Автор Гавейна описывает яростное возбуждение, крики охотников, их азарт. Вооружение охотников составляет лук и стрелы, кинжал и небольшой нож для разделки туш, пристегнутый к поясу. Убитых животных свежуют, потрошат на месте, в замок доставляя конечные продукты охоты - шкуры, мясо, рога. Охота на кабана - отличный повод показать поистине рыцарскую отвагу, вступив в борьбу с животным.
Как можно заметить, рыцарские развлечения очень затратны. Ради них в замке оплачиваются целые хозяйственные отрасли (псарня, конюшня), держится штат поваров, прислуги, иногда даже актеров и музыкантов. Цель этих развлечений - не столько приятное времяпрепровождение, сколько поддержание статуса, демонстрация благополучия, рыцарских качеств, щедрости, доброты, смелости.
Реальное положение английского рыцарства XIV века и его жизнь, описанная в романе, вступают в противоречие. У рыцаря этой эпохи просто не могло хватать средств на все эти увеселения. Феодальная система, кормившая их на протяжении нескольких веков, постепенно приходит в упадок. В романе описание рыцарского замка ограничивается перечислением его достоинств как неприступной крепости:
Мост застыл внакрен,
Не склонится перед врагом.
О кладку крепких стен
Бьются ветры лбом. (781)
Не описывается хозяйственная жизнь замка, его не окружают сельскохозяйственные угодья, а только густой дикий лес. Во всем чувствуется волшебство, мистика. И средства, на которые живет рыцарь этого замка, - тоже, кажется, получены с помощью волшебства. Но у рядовых рыцарей такого способа добычи денег, как помощь феи Морганы, не было, и они, вероятно, влезали в огромные долги для поддержания привычного образа жизни.
И в условиях кризиса рыцарства и их замковых хозяйств описанные в «Сэре Гавейне...» развлечения говорят о неспособности рыцарства приспособиться к новым условиям, их упорном желании «сохранить лицо».
Но только ли сохранение внешней атрибутики - цель всех этих помпезных пиршеств, развлечений, разгульного образа жизни? Можно ли разглядеть за всей этой «ветошью маскарада» более глубокие причины? Такие, например, как искреннее восхищение рыцарскими традициями, желание сохранить наиболее благородные обычаи, нравственные правила, словом, все то положительное, что несла в себе рыцарская идеология?