В различные исторические отрезки времени. Одно дело китайский буддийский монах, который не имел необходимости работать, другое - русский крестьянин, добывающий хлеб насущный тяжелым физическим трудом в холодных климатических условиях. В первом случае дефицит движения восполнялся гимнастикой, которую китайцы довели до совершенства, а в другом - мышечная усталость устранялась русской баней. И китайская гимнастика, и русская баня , говоря современным языком, являлись средствами лечебной физкультуры. При травме или болезни человек инстинктивно ограничивает определенные движения и двигательную активность в целом. Первоочередная задача самых древних лекарей заключалась в том, чтобы определить, какие движения для пациента в настоящий момент вредны, а какие наоборот полезны. То есть двигательный режим необходимый на данном этапе лечения. Другая важная задача медицины определить полезные для больного естественные природные факторы. Этими вопросами занималась самая доступная и самая приближенная к простому человеку медицина - народная медицина. Вопросы реабилитации и лечебной физкультуры были длительное время в ведении именно народной медицины.
Древний Китай
Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством, сложилось в глубокой древности. Ещё в самые давние времена люди знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности. Например, в древнем Китае преступников помещали в маленькие камеры, где человек мог только сидеть или лежать. Через пару месяцев человек ослабевал настолько, что не смог бы бежать, даже если бы ему представилась такая возможность, так как в бездействии мышцы его конечностей атрофировались. В Древнем Китае гимнастика для лечения впервые упоминается в книге «Кунг-Фу », название которой можно перевести как «трудный путь к совершенству». Эта книга была составленной более 2500 лет до н. э. Она впервые была переведена с китайского языка в 1776 году. Практически все движения современных китайских гимнастик заимствованы из элементов боевых искусств. Упражнения, предназначенные для невооруженной борьбы, трансформировались в одну из совершеннейших систем психофизического воспитания. В Китае физические упражнения для здоровья использовались на протяжении многих тысячелетий. В Древнем Китае были врачебно-гимнастические школы, где обучали лечебной гимнастике и массажу, и применяли их в процессе лечения больных. В китайских врачебно-гимнастических школах лечили болезни сердца, легких, искривления позвоночника, переломы костей и вывихи. В VI в. н. э. впервые в мире в Китае был создан государственный медицинский институт, где уже тогда преподавали лечебный массаж и гимнастику как обязательную дисциплину. С тех пор различные гимнастики, приспособленные для индивидуальных оздоровительных занятий, в разных комбинациях широко применяют в китайских санаториях и домах отдыха как основную форму ЛФК.
Знаменитый древнекитайский медик Хуа То (второй век нашей эры), основатель китайской гигиенической гимнастики, утверждал: «Тело требует упражнений, но не до изнеможения, ибо упражнения предназначены для того, чтобы устранять дурной дух из организма, способствовать кровообращению и предотвращать недуги». «Если ручка двери часто движется, она не ржавеет. Так и человек, если он много движется, то не болеет». Со времени жизни врача прошло уже две тысячи лет, но принцип китайской физической культуры все тот же, - поиск здоровья в двигательной активности: от утренней гимнастики до боевого искусства.
Древняя Греция и Древний Рим
Россия
Уклад жизни и мировоззрение русского народа создали своеобразную систему физической культуры, оптимальную для данного антропогенного типа и климатических условий. Русская физическая культура (спортивные игры и состязания, такие, городки , чиж, лапта), русская борьба, кулачные и палочные бои, стрельба из лука, бег взапуски, метание бревна или копья) была, как и у других народов, средством поддержания и совершенствования физической подготовки к предстоящим походам и сражениям. В древней русской культуре физическое здоровье считалось основой внешней красоты.
Известный путешественник, арабский купец Ибн-Фадлан писал о своих наблюдениях во время путешествия (908-932):
Я видел русов, - когда они пришли со своими товарами и расположились на Волге. Я не видел людей более совершенных по телосложению, - как будто это были пальмовые деревья.
Была у древних славян и своеобразная форма гигиены и лечебной физической культуры, существующая с начала нашей эры, - банный ритуал. В бане лечили и восстанавливали силы после тяжелых походов и болезней. Англичанин Вильям Тук, член императорской Академии наук в Петербурге , в 1799 г. писал о том, что русская баня предупреждает развитие многих заболеваний, и считал, что низкая заболеваемость, хорошее телесное и психическое здоровье, а также большая продолжительность жизни русских людей объясняются именно положительным влиянием русской бани.
Наука о лечебном применении физических упражнений стала развиваться в России со второй половины XVIII века после создания в 1755 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым Московского университета , в составе которого был и медицинский факультет. Теперь - это Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова. Первые профессора медицины Московского университета были активными сторонниками физических упражнений и природных факторов для лечения и профилактики болезней.
Вообще довольно забавно видеть, до какой степени иногда человек может увлечься какой-нибудь idée fixe. Так, например, почтенный доктор говорит, что нужно с четырёхлетнего возраста заниматься гимнастикой и мальчикам и девочкам, и что отец, мать, учитель и гувернер должны сами делать движения для примера…
учёный автор до того увлекается своей наукой, что даже не щадит и седовласой старости. Автор нападает на бедных старух свыше шестидесятилетнего возраста (кажется, их можно было бы пощадить) и советует им переминаться на одном месте …, вертеть ногами …, наклонять туловище вперед и назад… и приседать.
Такое мнение о пользе гимнастики можно нередко услышать и в наше время. Вместе с тем, за последние 100 лет лечебная физкультура, пройдя трудный путь, который можно разделить на несколько этапов, оформилась в самостоятельную лечебную и научную дисциплину.
Большой вклад в создание лечебной физкультуры внесли советские учёные Н. А. Семашко , В. В. Гориневский , В. Н. Мошков (1903-1997), В. В. Гориневская , Древинг, А. Ф. Каптелин, В. И. Дикуль и многие другие.
С другой стороны, лечебная физическая культура является разделом физической культуры , в котором рассматривают физические упражнения для восстановления здоровья больного человека и его трудоспособности.
Вместе с тем лечебная физкультура - это самостоятельная научная дисциплина, объединенная по существующему государственному стандарту в единую научную специальность «Лечебная физическая культура и спортивная медицина с курсами курортологии и физиотерапии», имеющая шифр научной специальности 14.00.51. Специалистом в области лечебной физкультуры может быть врач с дипломом лечебного или педиатрического факультета медицинского института. Составной частью ЛФК являются механотерапия, трудотерапия и лечебный массаж. Средством ЛФК может являться любая двигательная активность: и плавание, и ходьба, и банные процедуры, и даже игры, в том случае если они применяются в лечебных целях.
Лечебный массаж , который, по сути, является пассивным физическим упражнением, мы рассмотрим отдельно в силу специфики этого метода лечения, но в тесной связи с лечебной физкультурой. Лечебная физкультура назначается только врачом и проводится строго по назначению врача обычно в учреждениях здравоохранения - больницах, поликлиниках, санаториях, диспансерах . Это принципиально отличает ЛФК от оздоровительных систем и технологий, в которых заключение врача имеет рекомендательный характер или вовсе не требуется. Это вовсе не означает, что ЛФК только для больных и только для лечения. На практике лечебная физкультура не ограничивается только лечением. Лечебная физкультура - это также профилактическая и восстановительная физкультура, чем просто лечебная. Давнее и широкое применение физкультуры в форме ЛФК в системе здравоохранения только подчеркивает серьёзный подход к организации занятий и их безусловную оздоровительную направленность. Лечебной физкультурой можно заниматься самостоятельно вне стен учреждений здравоохранения. Но делать это нужно очень осторожно, не форсируя нагрузок, не превышая дозировок, четко по программе-рецепту, и не превращая лечебную физкультуру в спорт. Хотя возможен и даже желателен переход на более высокий уровень нагрузок по программе общей физической подготовки. Самостоятельные занятия проводятся по назначению врача и под контролем врача. Это понятно, речь идет о больном человеке, который не всегда может адекватно оценить свои возможности. От других видов физкультуры лечебная физическая культура отличается так же, как физкультура отличается от спорта - не содержанием, а целью и мерой. И лечебная физкультура, и физкультура, и спорт используют для достижения своих целей одни и те же средства - физические упражнения.
Однако цель применения этих средств - лечение или профилактика болезней. Цель физкультуры - воспитание здорового человека, а спорта - достижение результатов. Лечебная физкультура выполняет не только лечебную, но и воспитательную функцию. Она воспитывает сознательное отношение к использованию физических упражнений, прививает гигиенические навыки, приобщает к закаливанию организма естественными факторами природы . В этом ЛФК тесно соприкасается с педагогикой и гигиеной . ЛФК развивает силу, выносливость, координацию движений, прививает навыки гигиены, закаливает организм. В настоящее время никем не подвергается сомнению, что лечебная физкультура, - обязательная и необходимая составная часть всех разделов современной практической медицины, особенно травматологии , ортопедии и неврологии . Однако так было не всегда, и лечебная физкультура прошла нелегкий путь, прежде чем занять своё место в современном здравоохранении.
Наука ЛФК как раздел медицины состоялась только в середине прошлого столетия, благодаря синтезу традиционных физкультурно-оздоровительных систем и достижений в области анатомии , физиологии и биомеханики при понимании врачами физического движения как лечебного фактора. Необходимым условием становления ЛФК была система здравоохранения с профилактическим направлением и доступностью.
Средства, формы и методики
Основной терапевтический метод ЛФК - это лечебная гимнастика, то есть специально подобранные для лечения физические упражнения. Основное средство ЛФК - физические упражнения, применяемые в соответствии с задачами лечения, с учетом этиологии, патогенеза, клинических особенностей, функционального состояния организма, общей физической работоспособности.
Форма лечебной физической культуры - это та организационная форма, в рамках которой применяются средства лечебной физкультуры и осуществляются методы ЛФК.
Методы (методики) ЛФК по сути, являются задачами ЛФК. В наименовании методики ЛФК указывают то заболевание или патологическое состояние, при котором этот метод применяется. Например, «ЛФК при артрозе тазобедренного сустава в форме индивидуальных занятий утренней гимнастикой» или «ЛФК при хронической ишемической болезни сердца в форме группового занятия ЛФК», или «Обучение ходьбе с опорой на трость в форме индивидуального занятия ЛФК».
Средства ЛФК - это действующие лечебные факторы, такие как гимнастические физические упражнения, физические упражнения в воде, ходьба , занятия на тренажерах…
- при заболеваниях опорно-двигательной системы (ЛФК при коксартрозе, при нарушении осанки , при остеохондрозе , сколиозе …);
- при заболеваниях сердечно-сосудистой системы;
- при заболеваниях дыхательной системы;
- при заболеваниях пищеварительной системы;
- при нарушении осанки ;
- при травмах;
- при операциях на грудной клетке;
- при беременности;
- обучение ходьбе с опорой на трость…
Обычно для лечения какого-либо конкретного заболевания используют комбинацию самых различных форм и средств ЛФК. Например, для лечения остеохондроза шейного отдела позвоночника назначают ЛФК в форме ежедневной утренней гимнастики, в форме производственной гимнастики, форме занятий дозированной ходьбой, а для обучения корригирующим упражнениям и контроля правильности их выполнения применяется форма занятия ЛФК (например, в поликлинике) 1 раз в неделю. При функциональных нарушениях нервной системы назначают ЛФК в форме ближнего туризма (например, в условиях санатория), при этом применяют самые различные средства ЛФК: ходьба, плавание, занятия на тренажерах. Занятия на тренажерах могут быть и самостоятельной формой проведения ЛФК. Например, занятия на велотренажере при избыточном весе. Формы, средства и методы ЛФК представлены в табл. 1.
Основными формами ЛФК являются: утренняя гигиеническая гимнастика, процедура лечебной гимнастики, физические упражнения в воде (гидрокинезотерапия), прогулки, ближний туризм, оздоровительный бег, различные спортивно-прикладные упражнения, игры подвижные и спортивные. Лечебная физическая культура также применяется в форме производственной гимнастики. Каждый находит для себя наиболее удобную форму. Например в США остроумно применяют шейпинг в больших магазинах (супермаркетах) для лечебных целей, используя в качестве средства ЛФК (например ЛФК для лечения артроза голеностопного сустава - это методика) ходьбу с тележкой.
Для детей применяют ЛФК в форме игры, направляя двигательную активность детей в нужное русло. Например, игра в мяч на берегу реки связана с необходимостью ходьбы и бега по неровному грунту и песку. Это и есть лечебный фактор - средство ЛФК, который применяется в методике ЛФК при плоскостопии. В подростковом возрасте целесообразно привлечь детей к игровым видам спорта или к спортивным локомоциям. Пример, лечебное плавание при сколиозе, элементы легкой атлетики при нарушении осанки, или конный спорт для лечения детского церебрального паралича. Дозировать нагрузку и акцентировать внимание на движениях, которые определяют лечебный эффект, исключая ненужные и вредные, сложно, но при участии врача и специалиста в области физической культуры и спорта это вполне возможно.
ЛФК на дому.
В наше время актуальным стало и применение лечебной физической культуры на дому у больного.
Наиболее частой ошибкой родственников пациентов является затягивание периода между выпиской из стационара и началом курса реабилитации . Затягивание с началом курса ЛФК на дому становится губительным, когда выясняется, что попасть в реабилитационный центр не так просто: большая очередь, материальные сложности или общее тяжёлое состояние больного. Ни для кого не секрет, что большинство реабилитационных центров хотят видеть только говорящих, самостоятельно себя круглосуточно обслуживающих, щедро платящих пациентов.
Большинство пациентов при выписке из лечебного учреждения остаются один на один со своими проблемами и болезнью, ими овладевает апатия, нарастает потеря интереса к окружающему миру. Такие люди в основном лежат и, со временем, перестают двигаться даже в пределах кровати, оставаясь жить в своих мыслях и думах, как, например, после инсульта (ОНМК-острое нарушение мозгового кровообращения ). Степень их страданий передать невозможно: неподвижность, беспомощность, тоска, зачастую 100 % зависимость от окружающих, кажущаяся безысходность.
Всё это приводит к:
1 снижению функциональных возможностей организма
2 застойным явлениям в легких
3 развитию контрактур и ограничению подвижности в суставах
4 мышечной дистрофии
5 мышечному дисбалансу, возникающему в результате вынужденного
положения тела
6 образованию пролежней
7 массивному тромбообразованию
8 психологическим и психическим дефектам личности
9 потере ранних, наиболее зффективных сроковреабилитации
Поиском квалифицированного инструктора - методиста по лечебной физической культуре на дому следует заняться заранее, по возможности не допуская длительных периодов бездействия.
Реабилитация больных должна начинаться как можно раньше, фактически восстановительное лечение должно проводиться начиная с момента возникновения болезни или травмы, вплоть до полного возвращения человека в общество или достижения оптимальной степени реабилитации . И здесь ЛФК на дому становится незаменимой.Услуги инструктора - методиста ЛФК на дому востребованы пациентами детского и пожилого возраста, а также взрослыми, имеющими травмы и заболевания, ограничивающие возможность передвижения как по городу, так и внутри лечебного заведения, например, при инсульте. Выезд инструктора - методиста ЛФК на дом к больному решает основные организационные вопросы проведения занятия лечебной физкультурой, а большой и успешный опыт работы с травматологическими и неврологическими больными позволяет ожидать успешной реабилитации.
Опытный инструктор ЛФК на дому , учитывая специфику и стадию инсульта , строго дозирует нагрузку по интенсивности, степени сложности и продолжительности каждого занятия, объему и направлению движений, соотношению общеразвивающих и специальных упражнений, наблюдает за особенностями реакции организма на лечебную физкультуру, вносит изменения в программу в соответствии с функциональным и психологическим состоянием пациента. Средняя продолжительность занятия - около 1 часа. Цена процедуры зависит от уровня образования, опыта и квалификации специалиста, а также от удалённости места проведения занятий.
ЛФК на дому должна активно применяться в постгоспитальном восстановительном лечения периоде в следующих случаях: нарушение равновесия и координации движений, а также утрата навыка ходьбы вследствие любой патологии, травмы или заболевания опорно - двигательного аппарата (переломы костей, вывихи, повреждения суставов, связок и сухожилий, нарушения осанки, сколиозы, плоскостопие); различные заболевания позвоночника, дефекты и травмы центральной нервной системы, повреждения периферической нервной системы, сопровождающиеся нарушением двигательной функции (паралич, парез), расстройством чувствительности, болями, снижением или исчезновением рефлексов, атрофией и нарушением тонуса мышц; при заболеваниях сердечно - сосудистой системы; заболеваниях дыхательной системы. , 1988. - 271 с.
Специально подобранные комплексы упражнений являются способом лечения многих заболеваний у взрослых и детей. Особенно велика роль таких занятий для детского организма, который еще находится в стадии формирования опорно-двигательного аппарата, мышц и связок. Лечебная физкультура для детей и взрослых – способ исправить нарушения осанки, предотвратить развитие многих заболеваний и сформировать здоровый образ жизни на будущее.
Особенности и задачи лечебной физкультуры для детей
ЛФК решает задачи лечения заболевания с помощью движения, применения упражнений, которые стимулируют организм на борьбу с патологией. Зная особенности развития болезни, ее влияния на организм, формируется комплекс ЛФК, помогающий справиться с последствиями и помочь ребенку восстановиться.
ЛФК для детей решает и другие проблемы, кроме борьбы с конкретным заболеванием:
- укрепляет иммунную систему;
- вырабатывает правила общения в группе;
- закрепляет гигиенические навыки;
- повышает адаптационные возможности;
- стабилизирует нервную систему;
- вырабатывает правильную осанку, ведь в детском возрасте она находится еще в стадии формирования.
Наибольшее значение имеют регулярные занятия лечебной физкультурой при нарушении осанки у детей. При повышенной возбудимости и эмоциональности упражнения способствуют торможению и стабилизации нервных импульсов, улучшают сон и аппетит.
Общее укрепление мышечного корсета повышает сопротивляемость к инфекциям, делает организм более способным противостоять нервным стрессам и любым заболеваниям.
Главной особенностью течения хронических заболеваний у ребенка является замедление физиологических темпов роста, а также отставание в развитии.
Важно ! ЛФК в педиатрии не только борется с последствиями заболевания, как у взрослых, но и восполняет присущую детям необходимость в движении, активных играх, не давая чрезмерной нагрузки на больной организм.
Занятия лечебной физкультурой для детей строятся на основе следующих принципов:
- регулярность – обеспечивает постоянное улучшение функций организма и возможность увеличения нагрузки;
- индивидуальный подход – позволяет учитывать возраст, особенности заболевания и физического развития ребенка;
- постепенность – задания должны быть доступны, усложняться постепенно;
- многофункциональность – ЛФК решает не только задачи лечения конкретного заболевания, но и общего укрепления организма;
- обучение расслаблению и дыхательная гимнастика;
- занятия, особенно для младшей группы, строятся по игровому принципу – имитируют движения животных, мультперсонажей.
Многие родители уверены, что закалить ребенка может только спорт. Постепенное увеличение нагрузок при ЛФК у ослабленных, страдающих серьезными хроническими заболеваниями малышей помогает укрепить здоровье и сделать первые шаги к спорту.
Дозированные нагрузки с учетом индивидуальных особенностей ребенка помогают преодолеть последствия болезни, сделать его крепким и уверенным в себе. Дошкольники активны, подвижны, любят бегать и двигаться, поэтому правильно выбранный комплекс ЛФК с игровыми элементами, шведскими стенками и интересными снарядами способен увлечь их и принести настоящую пользу.
При каких детских заболеваниях и отклонениях применяют лечебную физкультуру
Оздоровительные комплексы ЛФК показаны детям при большинстве заболеваний. Специальные упражнения учитывают негативное влияние конкретного заболевания на органы и системы и поддерживают организм.
До года
Нарушения обменных процессов (рахит, гипотрофия), пупочные грыжи, метеоризм лечат с использованием специальной лечебной физкультуры для детей до года, которая состоит из массажных действий и пассивных движений. Это укрепляет мышцы малышей, улучшает кровоснабжение и состояние кожи. Занятия рекомендованы с 2 месяцев, когда заканчивается гипертонус мышц.
С помощью ЛФК и массажа малышам до года лечат вывихи и подвывихи тазобедренного сустава, кривошею.
Патологии органов дыхания
Среди всех заболеваний у детей – это самая многочисленная группа. Сюда входят как серьезные патологии – бронхиальная астма, пневмония, бронхит, так и простые ОРВИ. ЛФК помогает укрепить мышцы грудной клетки, увеличить объем легких, повысить иммунитет. Лечебная физкультура для детей-астматиков позволяет сократить число приступов за счет улучшения вентиляции легких и контроля спазма бронхов.
Заболевания костно-мышечной системы
Малая подвижность, долгое время, проводимое за компьютером, становятся причиной многочисленных деформаций позвоночника и грудной клетки у школьников. Для этой группы заболеваний ЛФК является главным и лучшим способом корректировки осанки. Поскольку костяк еще не сформировался, то исправить его нарушения несложно.
Регулярные занятия помогают выработать правильное положение корпуса, а укрепление мышц – удерживать его в физиологическом положении. Лечебная физкультура при сколиозе у детей должна проводиться регулярно, только в этом случае происходит остановка деформации и улучшение осанки. При плоскостопии у детей лечебная физкультура эффективна в сочетании с массажем.
Регулярные занятия ЛФК в детском возрасте помогают облегчить течение многих заболеваний. Они назначаются при заболеваниях внутренних органов:
- мышечных дистрофиях;
- пиелонефрите;
- ревматизме;
- ожирении;
- анемии;
- сердечных заболеваниях и сосудистых патологиях;
- врожденных пороках сердца;
При энурезе лечебная физкультура для детей является способом снять перевозбуждение нервной системы, повысить тонус мышц и улучшить метаболизм в тканях.
Основные методики проведения ЛФК
Основным правилом при подборе комплекса является его соответствие возрасту и возможностям ребенка. Общеукрепляющие упражнения составляют обязательную часть занятий, к ним добавляют тренировки в соответствии с патологией.
Методы проведения лечебно-оздоровительных мероприятий используются разные:
- индивидуальные занятия со специалистом;
- групповые занятия с детьми одного возраста;
- ЛФК по профилю заболевания в группе;
- домашние тренинги после консультации со специалистом и подбора комплекса.
Самым маленьким (до года) показаны рефлекторные действия и массаж. Малышам более старшего возраста – обязательное включение игровых элементов.
В комплексе всегда присутствуют упражнения:
- активные;
- статические – на удержание положения тела в рекомендованной позе;
- дыхательные;
- на растяжку;
- на координацию;
- со снарядами;
- на расслабление.
Одной из основных задач ЛФК является преодоление отставания в развитии, вызываемое болезнью.
Комплексы упражнений
Сколиоз, нарушение осанки
Ребенка учат снимать нагрузку с позвоночника, формируют осанку, укрепляют мышечный корсет. Выполняются задания в положении стоя, лежа, на четвереньках. Одним из главных направлений является обучение правильной технике дыхания, которая нарушается из-за патологии позвоночника.
Полезны занятия перед зеркалом, чтобы можно было контролировать положение тела. Выполняются разные виды ходьбы:
- с высоким поднятием колен;
- с поворотами корпуса;
- с поднятием рук и разведением их в стороны;
- с изменением скорости движения;
- на пятках и носках попеременно.
Из положения лежа делаются:
- «велосипед»;
- подъем ног;
- скручивающие повороты вправо и влево;
- прогибания с упором на голову и пятки.
Очень полезны упражнения с гимнастической палкой – заведение рук назад, прогибания и наклоны корпуса. Снаряд помогает фиксировать положение спины.
Упражнения на четвереньках разгружают позвоночник, снимают напряжение мышц, полезна ходьба с имитацией движений животных.
Плоскостопие
Раннее начало занятий помогает дошкольникам в будущем избежать неприятных последствий плоскостопия – болезней суставов, мышц и сосудов голеней, а также позвоночника. Полезны упражнения:
- ходьба на носках и наружном участке стопы;
- хождение по мелким камням и препятствиям, узкому бревну;
- захватывание пальцами стопы мелких предметов, ткани;
- ходьба босиком по земле и траве.
В детском возрасте можно остановить развитие плоскостопия и избежать осложнений, если заниматься регулярно.
Астма
Комплексное лечение бронхиальной астмы невозможно без ЛФК. Для астматиков комплекс состоит из следующих видов упражнений:
- дыхательная гимнастика;
- надувание шаров;
- звуковая гимнастика с произнесением на выдохе определенных слогов;
- тренировка удлиненного выдоха;
- лыжные прогулки;
- подвижные игры.
Во время занятий инструктор учит расслаблять дыхательные мышцы, тренируют длинный выдох, диафрагмальное и межреберное дыхание.
Правила проведения занятий и выполнения упражнений
Для каждого заболевания и возрастной группы имеются свои особенности формирования комплексов и выполнения упражнений. Поэтому необходим совет специалиста, занятия следует начинать с методистом ЛФК. Видео лечебной физкультуры для детей поможет малышу понять, что занятия интересны и увлекательны, а родители проверят, все ли они запомнили в комплексе.
При любом заболевании во время выполнения нужно придерживаться следующих правил:
- Начинать занятия с разминки, далее основной специальный комплекс, в конце – упражнения на расслабление.
- Обязательным элементом является дыхательная гимнастика, которая показана при любом заболевании.
- Нагрузку и число повторов увеличивают по рекомендации врача и постепенно.
- Не делают резких движений.
- Нельзя заниматься при плохом самочувствии и болевом синдроме.
- Упражнения не выполняют после приема пищи, и если ребенок голоден.
Заниматься следует в проветриваемых помещениях, в хорошую погоду лучше перейти на улицу. Лечебная физкультура для детей дошкольного возраста выполняется с игровыми элементами, заданиям дают смешные названия, копируют знакомых малышам героев и животных.
Важно ! Регулярность занятий – необходимое условие лечебного действия ЛФК.
Противопоказания к занятиям
- острые формы заболеваний;
- обострения хронических;
- плохое самочувствие;
- ухудшение состояния после занятий;
- угроза или наличие кровотечения;
- пороки сердца в декомпенсированной форме;
- любые виды недостаточности – сердечная, почечная;
- температура выше 38°;
- астматический статус.
Большинство отводов от занятий носят временный характер. При любом заболевании и состоянии ЛФК помогает детям преодолеть последствия болезни.
Упражнения лечебной физкультуры для детей подбираются с учетом возрастных и психологических особенностей. Занятия в группах развивают коллективизм и соревновательный дух. Индивидуальные тренировки в большей степени учитывают потребности конкретного пациента и особенности его состояния.
Любой вид ЛФК способствует борьбе с болезнью, укреплению иммунитета, делает детей более сильными, выносливыми, защищает от простудных заболеваний и инфекции. Родители должны поддерживать детей в занятиях, тренироваться вместе с ними. Хорошим дополнением к занятиям будут пешие прогулки, катание на лыжах или плавание.
(ЛФК) - это неспецифический метод реабилитации и тренирующей терапии с помощью спорта и физической культуры. ЛФК имеет лечебно-профилактическую цель для ускорения процесса восстановления здоровья человека и является самостоятельной медицинской дисциплиной.
Лечение с помощью ЛФК
ЛФК - это обязательный элемент в лечении пациентов, которые имеют повреждения или заболевания так как без применения лечебной физкультуры нарушенная функция опоры и движения практически не восстанавливается.
Даная методика применяется не только для исключения заболевания или повреждения, но и для профилактики некоторых заболеваний, чтобы избежать осложнений и обострений, а также ЛФК является действующим средством восстановления трудоспособности.
3. В положение лежа. Нужно лечь на спину, руки при этом отвести за голову, потянуться. Данное движение стимулирует растяжение поясничного отдела позвоночника.
Упражнения лечебной физкультуры для шейного отдела
1. Для выполнения данного упражнения следует надавить на ладонь лбом, напрягая при этом шейные мышцы. Длится упражнение 5-7 секунд, повторяется 3 раза. После этого следует надавить на ладонь затылком, повторить 3 раза по 5-7 секунд.
2. Следует напрягать мышцы шеи, надавливая на левую ладонь левым виском, а также на виском. Выполнять упражнение следует по 5-7 секунд, повторить 3 раза.
3. Сначала нужно слегка запрокинуть голову назад, а затем медленно нагнуть вперед, прижимая к яремной ямке подбородок. Повторить упражнение следует не менее 5 раз.
4. В исходном положении следует держать плечи и голову прямо. Затем повернуть голову вправо, насколько это будет возможно. Проделать движение более 5 раз. Повторить повороты в другую сторону.
5. В исходном положении следует прижать подбородок к шее. В таком положении повернуть голову сначала вправо более 5 раз, затем влево такое же количество раз.
6. Выполняя последнее движение, голову нужно запрокинуть назад. А затем постараться правым ухом коснуться правого плеча, а левым ухом - левого плеча. Проделать упражнения более 5 раз на каждую сторону.
Лечебная физическая культура для поясничного отдела
Обеспечить правильное лечение можно в случае, если с пациентом работает инструктор ЛФК. Но в случае профилактических действий заниматься лечебной физкультурой можно и самостоятельно.
1. Вис или полувис. Это упражнение выполняется на перекладине, либо касаясь ногами пола, либо нет. В любом случае эффект от упражнения будет положительным. Висеть, расслабив мышцы, следует несколько подходов по 1 минуте.
2. В исходном положении человек стоит, держа руки на бедрах. Следует выполнить по десять наклонов вперед и назад, влево и вправо.
3. Стоя и держа руки на бедрах, следует выполнить движения тазом влево и вправо, вперед и назад, в каждую сторону по 10 раз.
Упражнения на полу
1. Нужно встать на колени и упереться в пол руками, затем сложиться в виде и вернуться в исходное положение. Повторить данное движение следует 15-25 раз.
2. Упражнение лежа на животе. Следует согнутыми руками упереться в пол, затем выпрямить руки и, не отрывая ног от пола, отжаться. Упражнение следует повторить 10-20 раз.
3. Следует встать на колени, упираясь в пол прямыми руками. Затем нужно прогнуть спину вверх как можно больше и вернуться в исходное положение. Также повторить 10-20 раз.
4. Упражнение лежа на спине. Следует прижать колени согнутых ног к груди и вернуться в исходное положение. Так продолжать 10-20 раз.
Обычно инструктор ЛФК советует проделывать все движения мягко и не торопясь. Ждать, как позвоночник будет хрустеть, становясь на место, не нужно, так как данные движения годятся лишь для профилактического, домашнего использования.
ЛФК при переломах
Лечебная физкультура просто необходима при восстановлении организма после перелома. Для этого используют подобранный комплекс упражнений.
1. Чтобы вернуть поврежденному суставу подвижность, нужно выполнять вращение поврежденной рукой или ногой, повторяя движение около 10 раз. Следует учитывать тот факт, что нельзя применять данное движение в несколько первых дней после того, как сняли гипс.
2. Привести мышцы в тонус поможет такое упражнение. Пострадавшую ногу или руку необходимо поднять под углом приблизительно в 30 градусов по направлению вперед и задержать так несколько секунд. Несколько раз повторить движение.
3. Чтобы привести в тонус мышцы боковой и задней поверхности бедер, следует выполнить движения с использованием опоры. Нужно выполнить махи правой и левой ногами вперед и вбок по 10 раз, при этом следует держаться за опору.
4. Применяется это упражнение ЛФК после перелома ноги и создает неплохой эффект для укрепления икроножной мышцы. Также понадобится опора. Стоя лицом к опоре, нужно взяться за нее руками, а затем медленно приподняться на носочки и также медленно спуститься на стопу. При необходимости увеличения нагрузки можно выполнять движения на одной ноге.
Массаж
Массаж ЛФК способствует снятию боли и напряжения мышц. Исследователи подтвердили, что во время массажа, мышца растягивается и благодаря этому уменьшается воспалительная реакция клеток. Это доказывает, что массаж будет очень полезным для восстановления организма после травм.
С помощью вибрации, давления и трения можно оказывать воздействие на органы и ткани организма человека. Чтобы достигнуть лечебного эффекта, массаж следует делать специальными аппаратами, но в профилактических целях его можно сделать и руками.
Можно сделать вывод, что ЛФК - это очень удобная, в большинстве случаев безболезненная терапия, с помощью которой можно не только вылечить больного, но и предотвратить некоторые заболевания абсолютно здорового человека.
Лечебная физкультура - медицинская дисциплина, которая рассматривает физупражнения для восстановления здоровья больного, ослабленного человека и его трудоспособности в период реабилитации.
ЛФК позволяет организму восстановиться после травм, заболеваний, укрепляет здоровье человека. Методика применяется с давних времен. Первые упоминания об использовании упражнений для лечения появились около 2,5 тысячи лет до наступления нашей эры на Востоке.
Основоположником лечебной гимнастики, известным по трудам Платона, был Геродик (V век до н. э. Греция). Его учениками и продолжателями были Гиппократ IV в до н. э, Гален I-II век нашей эры. В трудах ученых физупражнения считаются одними из важнейших средств в медицине. Движения и жизнь способствуют личностному росту. В России также были свои последователи методов восстановительного лечения с помощью ЛФК.
Наиболее широко стали известны труды наших врачей после открытия медицинского факультета при Московском университете, созданном в 1775 году М. В. Ломоносовым.
Говорим с врачом ЛФК медицинского центра " ", о пользе и преимуществах лечебной физкультуры.
- В каких случаях она применяется? Основные показания.
Все физические упражнения подбираются индивидуально с учетом заболевания и общего состояния пациента. Лечебная физкультура применяется во многих медицинских направлениях:
- травматологии и ортопедии;
- акушерстве и гинекологии;
- эндокринологии;
- гастроэнтерологии;
- педиатрии и общей терапии;
- неврологии;
- кардиологии;
- пульмонологии;
- хирургии.
Действия ЛФК на организм - тонизирующие, компенсаторные, трофическое, нормализующее функции. Упражнения оказывают влияние на обменные процессы, эмоциональное состояние, слаженную работу нервной системы, улучшают питание мышц и связок, усиливают сократительные свойства сердечной мышцы.
Показания к назначению ЛФК:
- восстановление после травм;
- хронические болевые синдромы;
- дегенеративные заболевания позвоночников и суставов;
- хронические болезни органов дыхания;
- нарушения осанки детей и взрослых;
- различные формы плоскостопия;
- избыточный вес;
- длительный перерыв перед спортом;
- желание улучшить физическую форму и форму тела.
- Есть ли противопоказания к применению ЛФК?
Есть ряд противопоказаний к занятиям:
- тяжелое общее состояние пациента;
- интенсивные сильные боли;
- высокая вероятность развития кровотечений;
- высокая температура тела;
- высокое артериальное давление;
- онкологические новообразования (до их радикального лечения).
- Какие существуют методики ЛФК?
Выбор происходит в зависимости от целей реабилитации. Различают общие и специальные виды:
- общие методики - оздоровление всего организма в целом;
- специальные - подбираются в зависимости от конкретных целей, например, специальные дыхательные упражнения при заболеваниях органов дыхания, таких как бронхиальная астма, бронхит; разработка суставов после травм и т. д.
Для эффективных занятий ЛФК важен индивидуальный подход, регулярность и разнообразие упражнений, системность, длительность занятий, нарастающая физическая нагрузка, цикличность, учет возрастных особенностей.
- В чем разница между фитнесом и ЛФК?
Фитнес - это групповые занятия, которые выполняются всеми одновременно без учета индивидуальных особенностей. ЛФК - по конкретному больному подбирается его комплекс, а не комплекс для общего занятия. Для положительного результата лечения важен именно персональный подход. А фитнес относится не к лечению, а к методам оздоровления.
- Может ли навредить лечебная физкультура?
Негативный эффект от ЛФК возможен при несоблюдении индивидуальных особенностей. Если занятия выполняется без полноценного медицинского контроля, этим также можно нанести вред здоровью.
- Каких результатов можно достичь с помощью ЛФК?
При соблюдении основных правил лечебной физкультуры наступает:
- восстановление утраченных функций;
- повышение сил и выносливости;
- функциональная адаптация больного;
- становление усовершенствованной деятельной психики;
- активация жизнедеятельности жизненно важных органов и систем.