в старшей группе
на тему: «Рыбы»
Составила воспитатель:
Слёзка Е. А
2017г.
Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Рыбы»
Цель:
Закрепить представления детей о рыбах.Задачи
Образовательные: Продолжать учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах)Совершенствовать навыки словообразования от слова рыба.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
У
чить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.Воспитательные
Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.Оборудование:
предметные картинки рыб.Методы и приемы:
Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.Материалы и оборудование: Картинки с изображением рыб, Плоскостные рыбки, цветные карандаши.
Предварительная работа: Просмотр картинок с изображением рыб, беседа об образе жизни аквариумных и пресноводных рыб. Разучивание пальчиковой гимнастики «Рыбка». Чтение сказки А. С. Пушкина «Золотая рыбка».
Ход занятия
Вос-ль:
Ребята посмотрите, кого я вам принесла, показывает детям миску с рыбками. Кто это?Воспитатель выясняет, что дети знают о рыбках: Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Вос-ль: Где водятся рыбы?
Дети: В воде.
Вос-ль: Чем покрыто тело рыб?
Дети: Чешуей.
Вос-ль: Чем дышат рыбы?
Дети: Жабрами.
Вос-ль: Что рыбы делают в воде?
Дети передают друг другу миску с рыбкой.
Дети: Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Вос-ль: Какие рыбы?
Дети: Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Вос-ль: Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
Дети садятся на стулья.
Вос-ль: Как назовем маленькую рыбу?
Дети: Рыбка.
Вос-ль: Назовите рыбу ласково.
Дети: Рыбонька, рыбочка
Вос-ль:
Дети: Рыбина.
Вос-ль:
Дети:
Вос-ль: Куда пошел рыбак?
Дети: На рыбалку.
Вос-ль: Что он делает на рыбалке?
Дети: Рыбачит.
Вос-ль:
Дети: Рыболовный.
Вос-ль: Как называется суп из рыбы?
Дети: Рыбный.
Вос-ль:
Физминутка:
Рыбка плавает в водице, Д ети показывают туловищем и руками, как
Рыбке весело играть. плавают рыбки
Рыбка, рыбка, озорница Дети грозят пальчиком
Мы хотим тебя поймать Дети вытягивают руки и хлопают ладонями.
Рыбка спинку изогнула, Дети наклоняются вперед, спину выгибают.
Крошку хлебную взяла. «выныривают» за крошкой
Рыбка хвостиком махнула, Снова «плывут».
Рыбка быстро уплыла
Дети садятся на стулья.
Игра «Путаница»
Детям предлагаются перепутанные картинки с изображением рыб.
Вос-ль: Расскажите, какие вы видите рыбы. (Ответы детей.)
Есть рыбы, которые живут в аквариуме (аквариумные рыбки –золотая, меченосец, гуппи, гурами, скалярия.)
Рыбы, которые живут в прудах, озерах, реках, называются речные, озерные, пресноводные (дети находят картинки таких рыб, выкладывают их на стол).
Рыбы, которые живут в морях, называются морские (дети находят картинки таких рыб, выкладывают их на стол).
Закончи предложение и покажи:
Наш дом находится на берегу…(реки, озера)
Дети разводят руки в стороны и поворачиваются вокруг себя;
В реке водилось много…(рыб)
За рекой виднелся…(берег)
Дети проводят руками справа налево;
Мы часто с братом ловили…(рыбу)
Дети изображают плавающих рыб;
Разные рыбы водились в…(воде)
Дети изображают как плывут;
Наловим…(рыбу) и сварим…(уху)
Дети изображают, как едят.
Игра «Назови ласково».
Рыба - …
Икра - …
Сом - …
Река - …
Сельдь - …
Хвост - …
Вода - …
Окунь - …
Плавник-…
Щука-…
Карась-…
Сазан-…
Плотва-…
Игра «Поймай рыбку».
Вос-ль:
Посмотрите на рыбок. Представим, что мы на рыбалке и ловим рыбок. Начинаем ловить. (Дети считают рыбок на экране по желанию).Сосчитайте, по сколько рыбок у каждого.
1 ребенок. У меня две рыбки.
2 ребенок. У меня одна рыбка.
3 ребенок. У меня четыре рыбки.
4 ребенок. У меня пять рыбок.
5 ребенок. А у меня три рыбки.
Вос-ль:
Молодцы! Вот как много рыбы поймали.7.
Пальчиковая гимнастика.Жил да был один налим,
Сложенными вместе ладонями дети изображают как плывет рыбкаДва ерша дружили с ним.
Плавные движения ладонями, расположенными параллельно.Прилетали к ним три утки Ритмичные взмахи сложенными накрест ладонями.
По четыре раза в сутки
Раз, два, три, четыре, пять.
Загибание пальцев, начиная с больших, на обеих руках.Игра «Представь, что ты… »
Изобразите жадную старуху.
Вос-ль:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16 оздоровительной направленности»
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
компенсирующей направленности
на тему: «Рыбы»
Составила воспитатель:
Слёзка Е. А
2017г.
Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Вос-ль: Как назовем маленькую рыбу?
Дети: Рыбка.
Вос-ль: Назовите рыбу ласково.
Дети: Рыбонька, рыбочка
Вос-ль: А как мы назовем большую рыбу?
Дети: Рыбина.
Вос-ль: Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети: Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Вос-ль: Куда пошел рыбак?
Дети: На рыбалку.
Вос-ль: Что он делает на рыбалке?
Дети: Рыбачит.
Вос-ль: Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети: Рыболовный.
Вос-ль: Как называется суп из рыбы?
Дети: Рыбный.
Вос-ль: Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)
Игра «Представь, что ты… »
Вос-ль: Ребята, вспомните сказку «Золотая рыбка».
Что делала рыбка? (Рыбка исполняла все желания жадной старухи, которая захотела стать «владычицей морскою».)
Изобразите жадную старуху.
А если бы вы увидели золотую рыбку, что бы попросили?
А как, по-вашему, выглядит золотая рыбка?
Индивидуальная работа за столами.
Вос-ль:
Ребята, у вас на столе лежат рыбки. Раскрасьте их по своему желанию. Создайте свою золотую рыбку. (Дети выполняют задание.)Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки»
Цели:
Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета (желтый, синий, зеленый, красный).
Учить детей считать до двух.
Формировать знания о понятиях «круг», «один-много» и способах уравнивания совокупностей.
Используя ситуацию экспериментирования познакомить со свойствами предметов: «плавает», «тонет».
Развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движений.
Оборудование:
Игрушки «рыбки» разных цветов и размеров.
Картонные круги синего цвета. Камешки.
Таз с водой, таз с пшеном.
Картинка «Рыбка» для пальчикового рисования, пальчиковые краски.
Картинка «Аквариум», клей-карандаш, бумажный силуэт рыбки, пластилин.
Картинка с изображением озера с одной рыбкой и озера с несколькими рыбками. Карточка с изображением цифры «1».
Картинка-заготовка с изображением озера и одной рыбки, клеящие карандаши, цветные силуэтные изображения рыбок.
Картинка-фон с изображением больших и маленьких рыбок разного цвета с наклеенными на них кругами, соответствующего цвета и величины. Пуговицы соответствующего цвета и величины (большие и маленькие зеленого, желтого, красного, синего, белого цветов).
Картинка-заготовка с изображением аквариума, карандаши зеленого и коричневого цвета, пластилин, палочка.
Обручи желтого, зеленого и красного цветов.
Обручи синего цвета, под ними вырезанные из прозрачной клеенки круги.
Рыбка привязанная на веревочку.
Подносы с манной крупой.
Аудиозапись: П. Чайковский «Рыбы»(из «Детского альбома»), песня «Про рыбок».
Игры и упражнения:
Сюрпризный момент «Поймай рыбку»
В таз с пшеном дети опускают руки и выкапывают небольшие игрушки, изображающие рыб.
Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»
Перед ребенком выкладываются три игрушки (рыбка и любые животные). Каждая фигурка накрывается платочком.
Найди рыбку. Где она спряталась?
Дидактическая игра «Рыбка в озере»
Вот перед вами круг. Круг синего цвета - синий круг. Это будет вода для нашей рыбки. Пустите рыбку в воду - положите сверху на синий круг. Вот рыбка поплыла в самую середину. А теперь рыбка поплыла влево. Вправо. Решила рыбка плыть по краю возле берега. Проведите рыбкой по краю круга. А теперь по краям круга выложите красивые камешки.
Аппликация «Рыбка в аквариуме»
Рыбки могут жить и в доме - в аквариуме. Возьмите вот такую бумажную рыбку и пустите ее в аквариум - приложите сверху. А теперь возьмите в руки клей-карандаш, намажьте обратную сторону, приложите рыбку к аквариуму и пригладьте ладошкой.
Лепка барельефная «Корм для рыбок»
А теперь нужно покормить рыбку специальным кормом.
На изображение аквариума с рыбкой дети налепляют кусочки пластилина - корм для рыбок.
Физминутка «Пять маленьких рыбок»
Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)
Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)
Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)
Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)
Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)
Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)
Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Убегают)
Слушание музыки П. И. Чайковского «Рыбы»
Дети слушают музыку.
Пальчиковое рисование «Рыбка»
Дети оставляют отпечатки пальчиков внутри силуэта рыбки.
Дидактическая игра «Цветные рыбки»
Вот у нас аквариумы (обруча) - желтый, зеленый, синий и красный. А вот рыбки. Нужно разложить их в аквариум. Каждой рыбке свое место: желтые рыбки - в желтом аквариуме, а красные рыбки - в красном аквариуме, синие - в синем, зеленые - в зеленом.
Экспериментирование «Плавает или тонет»
В ёмкость с водой дети опускают камешки, затем бумагу и наблюдают, что утонуло, а что плавает.
Чтение стихотворения и инсценировка
Рыбка рыбку догоняла,
Рыбка хвостиком виляла.
Ткнулась в брюшко: - Догнала!
Эй, подружка! Как дела?
Упражнение «Одна рыбка, две рыбки»
А теперь возьмите в каждую руку по одной рыбке. Посчитаем, сколько всего рыбок у вас: одна, две. Всего две рыбки. Спрячьте одну рыбку за спину. Сколько рыбок осталось? Осталась одна рыбка. Покажите вторую рыбку. Сколько стало рыбок? Две рыбки.
Игра с прищепками «Рыбий хвостик»
Посмотрите, какие красивые рыбки. А мы можем сделать их еще красивее. Украсьте хвост рыбки разноцветными прищепками. Можно сделать плавник рыбе.
Рисование на крупе «Червячки для рыбки»
Рыбки любят кушать червячков. Давайте нарисуем червячков для рыбок.
Дидактическая игра «Одна рыбка - много рыбок. Знакомство с цифрой «1»
Посмотрите на картинку. В каком озере плавает много рыбок? В каком озере плавает она рыбка?
Посмотрите. Это цифра «1». Повторите: «один». Запомните эту цифру.
Аппликация «Друзья для рыбки»
Сколько рыбок плавает в озере на картинке? Одна рыбка. Не с кем оной рыбке поиграть. Давайте запустим в озеро других рыбок, чтобы наша рыбка не была одна.
Дети прикладывают к изображению озера цветные силуэтные картинки рыбок.
- Сколько рыбок стало? Много. Наклейте рыбок.
Дидактическая игра с пуговицами «Разные рыбки»
Посмотрите, сколько рыбок плавает в аквариуме? Много рыбок. Покажите больших рыбок. Маленьких. Синих. Красных. Зеленых. Желтых. Белых. А теперь разложите пуговицы на рыб подходящего цвета и величины.
Изобразительная деятельность «Рыбки в аквариуме»
Перед вами пустой аквариум. Прежде чем запускать в него рыбок, нужно нарисовать в аквариуме траву и камни.
Зеленым карандашом дети рисуют вертикальные линии - траву, а коричневым карандашом рисуют круги в нижней части аквариума - камни.
А теперь можно запускать рыбок. Возьмите кусочек пластилина и прямым раскатыванием сделайте толстую колбаску. Приложите ее к аквариуму и придавите пальцами. Теперь сделаем хвостик: приложите пальчик к краю пластилина и вытяните хвостик, приложите пальчик рядом и вытяните еще хвостик. Палочкой сделайте глазик - отверстие в пластилине на другом краю рыбки.
Свободные танцевально-ритмические движения детей под песню
«Про рыбок»
Дети двигаются под музыку.
Упражнение «Одна или много рыбок?»
В этом озере сколько рыбок? Много. А в этом озере сколько рыбок? Одна. Возьмите своих рыбок и пустите поплавать к одной рыбке. Сколько рыбок стало? Стало много рыбок.
Пальчиковая игра «Рыбка»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)
Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»
Покажите, как рыбка ротик открывает и закрывает. Не торопитесь.
Динамическая пауза «Разбудим рыбку»
Ночью темень, ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Подойдем мы к ней, разбудим.
И посмотрим, что же будет.
Рыба привязана к палочке. Воспитатель поднимает рыбку над головами детей, дети подпрыгивают, пытаются достать рыбку.
Занятие по развитию речи во второй младшей группе
План-конспект занятия по развитию речи «Аквариумные рыбки»
Подготовила и провела воспитатель логопедической группы
старшего дошкольного возраста: Тимирева Людмила Валерьевна
Цели
Коррекционные:
- расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;
- совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.) ;
- развитие связной речи;
- развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;
- развитие наблюдательности, мышления;
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
- активизация познавательной деятельности:
Образовательные:
- согласование прилагательных с существительными;
- образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;
- закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.
Воспитательные:
- повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;
- воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать за рыбками.
Ход занятия
1. Организационный момент.
{Загадывание детям загадки.}
Воспитатель:
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный
Нету номера на нем
И жильцы в нем не простые
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.
Дети: Аквариум.
Воспитатель: Я сегодня приготовила для вас сюрприз. Хотите узнать что это?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда отгадайте еще одну загадку:
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Рыбка эта непростая,
Рыбка эта...
Дети: Золотая.
Воспитатель: Правильно. Это золотая рыбка. Вы уже слышали сказку о ней? А кто ее написал?
Дети: А. С. Пушкин.
Воспитатель: А где жила золотая рыбка в сказке?
Дети: В море - океане.
Воспитатель: Правильно. Ну раз вы отгадали мою загадку и ответили правильно на все мои вопросы, смотрите, что за сюрприз я приготовила для вас.
2. Рассматривание картины «Золотая рыбка». Беседа.
{Расширение словаря по теме «Аквариумные рыбки». Совершенствование диалогической речи.}
Воспитатель показывает картину, на которой изображена золотая рыбка в аквариуме и позволяет детям 20 - 30 секунд полюбоваться золотой рыбкой, а затем задает вопросы и руководит наблюдением.
Воспитатель: Кто это?
Дети: Золотая рыбка.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Она оранжевая, золотая, как в сказке.
Воспитатель: Что делает золотая рыбка?
Дети: Она плавает.
Воспитатель: Она плавает в аквариуме. Так называется её дом, этот стеклянный ящик. Золотая рыбка большая или маленькая? Сравните ее с улиткой, которая сидит на листочке.
Дети: Она больше улитки. Она большая.
Воспитатель: Что вы еще можете сказать о золотой рыбке? Какая она?
Дети: Она очень красивая, сказочная.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на рыбку внимательно. У неё есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. На голове у рыбки расположены жабры. Они помогают рыбке дышать. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбки покрыто чешуёй. Каждая чешуйка похожа на маленькую золотую монетку, такая же круглая и блестящая. Как вы думаете, а для чего нужны рыбке хвост и плавники?
Дети: Чтобы плавать.
Воспитатель: Конечно же! Плавники нужны рыбке, чтобы она могла плавать. Послушайте, как похожи эти слова: «плавать», «плавники».
Воспитатель: А чем питается золотая рыбка?
Дети: Она питается кормом.
Воспитатель: Правильно её кормит человек сухим кормом, а сейчас давайте немного отдохнём и вспомним наше упражнение «Рыбка».
3. Физкультурная минутка «Рыбка» (Нищева) .
{Координация речи с движением, развитие подражательности. Уточнение словаря по теме.}
Рыбка плавает в водице
Рыбке весело гулять.
(Соединяют поочередно пальчики от, указательного до мизинца и обратно)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Погрозить указательным пальцем)
Мы хотим тебя поймать.
(Закручивают руками вперед - назад)
Рыбка спинку изогнула,
(Приседают, крутя туловищем)
Крошку хлебную взяла.
(Показать руками хватательные упражнения)
Рыбка хвостиком махнула,
(Приседают, крутя туловищем)
Очень быстро уплыла.
4. Игра с мячом «Назови ласково».
{Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами) . Развитие ловкости.}
Воспитатель приглашает встать на ковёр.
Воспитатель: Встаньте в круг. Поиграем в мяч. Я буду бросать вам мяч и называть слова, а вы будете ловить мяч и называть это слово ласково.
5. Игра «Аквариум».
{Развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, ориентировки в пространстве.}
Воспитатель приглашает детей к макету аквариума, на котором закреплены плоскостные изображения рыб.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на аквариум, в нем плавают сказочные рыбки. Найдите и покажите одинаковых рыбок. Какого они цвета?
Дети: Выполняют задание и отвечают на вопросы.
Воспитатель: А теперь правильно сосчитайте всех рыбок.
Дети: Выполняют задание.
Воспитатель: А теперь покажите рыб, которые плывут вправо (влево) . Которые плавают вверху аквариума и на самом дне?
Дети:
Отвечают на вопросы.
6. Игра «Четвертый лишний».
{Развитие диалогической речи, зрительного восприятия и внимания, мышления и памяти.}
Воспитатель помещает на мольберт предметные картинки, на которых изображены обитатели морей и аквариумная рыбка: дельфин, осьминог, морской конек и золотая рыбка. Просит детей назвать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя, а затем предложить на её место подходящую картинку.
7. Артикуляционная гимнастика.
{Развитие артикуляционной моторики.}
Дети садятся перед зеркалом, воспитатель следит за правильной посадкой детей.
Воспитатель: Покажите, как золотая рыбка открывала рот. Не торопитесь, не напрягайтесь. Выполняйте упражнение спокойно (5 - 6 раз) .
8. Разрезные картинки «Аквариумные рыбки».
Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Воспитатель раздает детям картинки, предлагает рассмотреть и назвать рыб, изображенных на них. Дети называют рыбок.
Воспитатель: А теперь «разберите» картинки, перемешайте их, а затем снова сложите изображения.
Дети выполняют задание
9. Окончание занятия.
{Оценка работы детей.}
Воспитатель: С кем вы познакомились сегодня?
Дети: С золотой рыбкой.
Воспитатель: Какая она?
Дети: Красивая, золотая, проворная, небольшая.
Воспитатель: Где она живет?
Дети: В аквариуме.
Воспитатель: Что она делает?
Дети: Она плавает в аквариуме и радует нас.
Воспитатель: Чем её можно кормить?
Дети: Сухим кормом.
Воспитатель: Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорит. Вы молодцы.
Программное содержание: расширять знания детей о рыбах, продолжать знакомство с ними, закреплять умение классифицировать их, развивать мышление и память, пополнять словарный запас детей, учить ухаживать за аквариумными рыбками.
Предварительная работа: рассмотреть картинки с изображением различных рыб, провести беседу о среде их обитания
Демонстрационный материал: три макета, наборы разрезных картинок с изображением рыб, «Книга друзей природы», золотая рыбка, коврографы на каждого ребёнка, доклады детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла.
Дети: Это «Книга друзей природы».
Воспитатель: А вы помните, что это за книга?
Дети: В ней у нас фотографии наших друзей-животных.
Воспитатель: Давайте вспомним с кем мы подружились.
Дети: Мы подружились с белкой и бельчонком.
Мы дружим с лосем и лосёнком.
Наши друзья заяц и зайчонок.
Здесь волк и волчонок.
Мы подружились с бобром и бобрёнком.
В этой книге лиса и лисёнок.
Воспитатель: И вот в нашей книге появилась новая запись. Это загадка. Если мы её отгадаем, то к нам в гости придёт новый друг. Слушайте:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Дети: Рыбы.
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: Одежда из «монеток» - это чешуя, ей покрыто туловище рыбы.
Воспитатель: Закройте глаза.
Звучит музыка.
Воспитатель вносит аквариум с рыбкой.
Воспитатель: Откройте глаза и поморгайте.
А вот и наш гость! Посмотрите внимательно на рыбку и скажите, чем она отличается от других зверей?
Дети: Туловище рыбы покрыто чешуёй.
У рыбы есть плавники.
Рыба дышит жабрами.
Золотая рыбка: Я из сказки приплыла,
Там царицею была.
Я ведь рыбка непростая,
Я ведь рыбка золотая.
Здравствуйте, ребята! Я вижу, вы меня узнали! Да, я настоящая Золотая рыбка. Я живу в аквариуме. У меня есть много друзей. Садитесь поудобнее, я сейчас вас с ними познакомлю.
Демонстрируется фильм
Золотая рыбка: Вот вы и познакомились с моими друзьями. Интересно, а рыбы живут только в аквариуме? Ребята, вы что-нибудь об этом знаете?
Воспитатель: Да, рыбка мы с ребятами много читали о рыбах. А Саша с мамой приготовили нам интересный доклад.
Воспитатель: Спасибо, Саша очень интересный рассказ.
Воспитатель: А теперь нам нужно немного отдохнуть. Вставайте в круг.
Физкультминутка
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет,
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Под водой на глубине
Крокодил лежит на дне.
Воспитатель: Мы с вами отдохнули, а рыбка приготовила вам интересное задание. Для его выполнения вам нужно разделиться на 2 команды по 5 человек.
Дети самостоятельно делятся на 2 команды.
Воспитатель: Каждая команда получает по два конверта. В одном находятся картинки с надписями, а в другом картинки и надписи отдельно. Вы должны подобрать парную картинку и надпись к ней. Выполняйте задание.
Звучит музыка. Дети работают.
Воспитатель: А теперь команды поменяйтесь местами и проверьте друг друга. Все справились с заданием? Выберите картинку с изображением рыбы. Ира и Аня уберите коврики.
Воспитатель: А сейчас подойдите к макетам мест обитания рыб. Макеты чего вы видите?
Дети: Это макеты реки, моря и аквариума.
Воспитатель: Вам нужно сказать, как называется, выбранная вами рыба, где обитает и поселить рыбу в подходящий водоём.
Ребёнок: Это щука. Она обитает в реке. Это рыба пресноводная. Я поселю её в реку.
Ребёнок: У меня меченосец. Это аквариумная рыбка, она живёт в аквариуме.
Ребёнок: Я выбрал акулу. Она живёт в море. Это морская рыба.
Ребёнок: Моя рыба называется морской окунь. Это морская рыба. Я поселю
Её в море.
Ребёнок: У меня - гуппи. Она живёт в аквариуме, потому что это аквариумная рыбка.
Ребёнок: Это ёрш. Он живёт в реке. Это речная рыба.
Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. А сейчас проходите и занимайте места на стульчиках. (Садятся)
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что природа бывает живая и неживая. А сейчас подумайте и скажите, к какой природе мы отнесём рыб?
Дети: К живой.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Рыбы рождаются, растут, питаются, движутся, дышат, размножаются
Воспитатель: Значит, к какой природе мы относим рыб?
Дети: К живой.
Воспитатель: Сейчас я расскажу вам, как рыбы появляются на свет и растут.
Сначала мама-рыбка откладывает икринки. В каждой икринке растёт зародыш. Потом из зародыша вырастает головастик. Посмотрите, какая у него большая голова, поэтому их так называют. Потом из головастика вырастает малёк. Из малька вырастает маленькая рыбка. Она растёт- растёт, и вскоре из неё вырастает настоящая рыба.
Воспитатель: А теперь вы сами разложите по порядку картинки с этапами развития рыбы.
Дети по - очереди подходят к столу с картинками, выбирают нужную и выкладывают на доске порядок появления рыб.
Воспитатель: Золотая рыбка приготовила нам ещё задание, а чтобы его выполнить надо подготовить пальчики. Подходите ко мне.
Дети встают в круг.
Пальчиковая гимнастика «Рыбки»
Пять маленьких рыбок играли в реке,
Лежало большое бревно на песке,
И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!»
Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко».
А третья сказала: «Мне хочется спать!»
Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула: «Здесь крокодил!
Плывите скорее, чтоб не проглотил».
Воспитатель: теперь вы готовы выполнить следующее задание. Подходите к столам. Сейчас нам нужен конверт с синим квадратом. Даша это задание будет выполнять у доски. Возьмите конверт. Достаньте рыб и положите слева от себя. Вы должны поместить своих рыбок, внимательно слушая мои команды. Готовы?
Долго играли весёлые рыбки в аквариуме. Красная рыбка заплыла в правый верхний угол, зелёная – в левый нижний, жёлтая – в левый верхний, синяя – в правый нижний, а маленькая розовая рыбка заплыла в самую середину.
Воспитатель: Успели? А теперь давайте проверим все ли правильно справились с заданием. Самопроверка.
Воспитатель: А сейчас вы должны рассказать, где находится рыбка и из каких геометрических фигур она состоит.
Воспитатель: И с этим заданием вы справились! Наведите порядок на рабочих местах и подойдите к стульчикам. (Садятся).
Золотая рыбка: Ребята, а знаете ли вы, как надо ухаживать за аквариумными рыбками?
Воспитатель: Нам об этом расскажет Оля. Она с родителями подготовила доклад.
Золотая рыбка: Спасибо, дети! Я вижу, что вы много знаете о рыбах, умеете за ними ухаживать. Я с удовольствием буду с вами дружить. А вот вам на память моя фотография.
Воспитатель: Давайте поместим Золотую рыбку в нашу «Книгу друзей природы» и оставим жить у себя в аквариуме.
Воспитатель: Какой же новый друг, ребята, у нас появился?
Конспект ОД в детском саду. Старшая группа
Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город МоскваОписание работы: Предлагаю вам конспект образовательной деятельности на тему «Рыбы» для детей старшей группы (5-6 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Это конспект образовательной деятельности, направленный на обогащение представлений детей о рыбах, развитие речевой активности детей через составление рассказов по картинкам.
Образовательная область:
Речевое развитие
Цель:
Составление описательных рассказов о рыбах.
Задачи
Образовательные
Учить детей составлять описательные рассказы о рыбах.
Совершенствовать навыки словообразования.
Упражнять в подборе к существительному прилагательных, глаголов.
Обеспечить игровую, познавательную, речевую активность.
Развивающие
Развивать мышление, связную речь, ориентировку в пространстве.
Воспитательные
Воспитывать партнерские взаимоотношения между детьми, умение работать в командах.
Методы и приемы:
Игровой, наглядный, проблемные вопросы, система трех вопросов, рассказ воспитателя, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением рыб, маршруты, мнемотаблица.
Предварительная работа:
Беседы о рыбах, рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий рыб, чтение художественной литературы по теме.
Воспитатель:
Скажем скороговорку: рыбу ловит рыболов, в речку весь ушел улов. (скороговорку повторяют все вместе, затем девочки, мальчики, в медленном, быстром темпе)
Сообщение темы занятия
Воспитатель:
Дети, посмотрите на доску. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (о рыбах)
Воспитатель:
Для того, чтобы мы получили много интересной, полезной информации, мы используем систему трех вопросов.
1 вопрос:
Что мы знаем о рыбах? (ответы детей)
Воспитатель:
Где водятся рыбы?
Дети:
В воде.
Воспитатель:
Чем покрыто тело рыб?
Дети:
Чешуей.
Воспитатель:
Чем дышат рыбы?
Дети:
Жабрами.
Воспитатель:
Что рыбы делают в воде?
Дети:
Рыбы в воде плавают, ныряют, плещутся, резвятся, играют, прячутся, дышат, питаются, охотятся и т.д.
Воспитатель:
Какие рыбы?
Дети:
Мокрые, скользкие, быстрые, большие, маленькие, морские, речные, аквариумные, осторожные, яркие и т.д.
Воспитатель:
Молодцы, как много уже мы знаем о рыбах!
2 вопрос:
Что мы еще хотим узнать о рыбах? (ответы детей) Как много вы хотите узнать!
3 вопрос:
Как мы можем это узнать? (ответы детей). Да, информацию можно получить из разных источников: книг, энциклопедий, интернета, спросить у взрослых.
Дидактическая игра «Подберем слова родственники к слову «рыба»
Воспитатель:
Как назовем маленькую рыбу?
Дети:
Рыбка.
Воспитатель:
Назовите рыбу ласково.
Дети:
Рыбонька, рыбочка
Воспитатель:
А как мы назовем большую рыбу?
Дети:
Рыбина.
Воспитатель:
Как называют человека, который ловит рыбу?
Дети:
Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек.
Воспитатель:
Куда пошел рыбак?
Дети:
На рыбалку.
Воспитатель:
Что он делает на рыбалке?
Дети:
Рыбачит.
Воспитатель:
Какой крючок нужен для ловли рыбы?
Дети:
Рыболовный.
Воспитатель:
Как называется суп из рыбы?
Дети:
Рыбный.
Воспитатель:
А жир рыбы, какой?
Дети:
Рыбий.
Воспитатель:
Как называется поселок, в котором живут рыбаки?
Дети:
Рыбацкий.
Воспитатель:
Мы назвали много слов-родственников. А без какого слова не было бы всех этих слов? (Рыба)
Физкультурная минутка «Рыбы»
Рыбы плавают в реке, в Черном море, озерке (волнообразные движения рук)
Окунь, ерш, карась, налим – все относятся к речным (загибать пальцы)
А еще есть щука, лещ. (ладонями имитируют пасть щуки; затем соединяем ладошки, показывая плоского леща)
В общем всех не перечесть. (машут правой рукой)
Мы о рыбах продолжаем: о морских заводим речь. (гребут руками)
В море плавают акулы, камбала и рыба – меч. (сгибают пальцы)
Сельдь, скат, рыба-пила, (сжимают пальцы в кулачки)
Даже есть такая рыба под названием игла (руки вверх)
Все, что связано с водой, это рыбам дом родной. (руки над головой, изображая крышу)
Воспитатель:
Сегодня наша задача: составить рассказы о рыбах. Для того, чтобы это было интересно и плодотворно, нам надо обсудить план. Чтобы вам было легче запомнить пункты плана, у нас есть таблица.
Воспитатель:
Как вы думаете, какой первый пункт плана? (назвать рыбу)
Второй пункт? (где живет) Правильно, надо назвать место ее обитания.
Эта группа рыб, где водится (в реке) Какие это рыбы? (речные)
Воспитатель:
А эта? (в море) Какие они? (морские)
Воспитатель:
А эти рыбки, где живут? (а аквариуме) Какие они? (аквариумные)
Воспитатель:
Третий пункт? (описать рыбу, сказать из каких частей она состоит)
И последний пункт плана? (чем питается)
Воспитатель:
Составлять рассказы мы будем в командах. Вам надо будет разделиться на команды, пройти по маршруту, найти картинку, вместе составить рассказ по плану, самостоятельно решить, кто будет рассказывать: это может быть один человек, два или вся команда – как вы решите. Вспомним правила работы в командах.
Дети:
Надо работать дружно, не перебивать друг друга, обсуждать тихо, чтобы не мешать другим командам, уважать мнение каждого.
Дети делятся на команды, проходят по маршрутам, составляют рассказы о рыбах по плану. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь.
Маршруты
Дети начинают движение от красного конуса. Стрелочками показано направление, цифры обозначают, сколько надо сделать шагов.
После обсуждения команды собираются вместе.
Воспитатель:
Послушаем первую команду
Примерный рассказ о щуке
Это щука. Она живет в реке. Тело покрыто чешуей. У нее есть голова, жабры, плавники, хвост, острые зубы. Она хищник – питается мелкими рыбешками.
Воспитатель:
Кто хочет дополнить рассказ о щуке? (ответы детей)
Рассказ воспитателя.
А вы знаете о том, что щуку называют пресноводной акулой? Щука обладает большим проворством движений. Известны случаи, когда щуки хватали и затягивали под воду утят, мышей, белок. Редкой рыбе удается избегнуть зубастой пасти погнавшегося за ней хищника. Тем более, что щука преследует ее не только в воде, но даже и в воздухе. Прыжки щуки изумительны! Все-таки большей частью хватает она свою добычу из засады или же прибегает к хитрости: щука не редко становится на мели и хвостом мутит ил, так что муть совершенно закрывает ее от мимо идущих рыбок.
Воспитатель:
Послушаем вторую команду
Примерный рассказ о золотой рыбке
Это золотая рыбка. Она аквариумная рыбка. У нее есть туловище, голова, длинный хвост, плавники. У рыбки красивые золотистые глазки и небольшой ротик. Тело рыбы покрыто чешуей. Каждая чешуйка похожа на золотую монету, такая же круглая и блестящая. Она питается сухим кормом.
Воспитатель:
Кто хочет дополнить рассказ о золотой рыбке? (ответы детей)
Рассказ воспитателя
Давным-давно в Китае было начато производство сосудов довольно больших размеров с широкой горловиной, предназначенных для содержания золотых рыбок в домашних условиях. Это были первые домашние аквариумы, и называли их «рыбьими прудами».
А вы знаете, что аквариумная рыбка телескоп – ближайшая родственница (разновидность) золотой рыбки. Посмотрите, как они похожи, но главной отличительной особенностью являются глаза большого размера.
Воспитатель:
Послушаем третью команду
Примерный рассказ о морском коньке
Это морской конек. Он обитает в морях. Голова у него точь-в-точь лошадиная, а чешуи нет, тело покрыто твердыми костяными пластинками. Загнутым наперед хвостиком морской конек цепляется за стебли морской травы. Рот у конька трубочкой, которой он засасывает червячков, рачков и прочую мелкую живность.
Воспитатель:
Кто хочет дополнить рассказ о морском коньке? (ответы детей)
Рассказ воспитателя
Морские коньки очень интересные создания! Они ведут малоподвижный образ жизни, прикрепляясь гибкими хвостами к стеблям растений. Морские коньки меняют окраску тела, полностью сливаясь с фоном. Они подстраивают цвет своих чешуек под цвет кораллов или водорослей, из-за чего их практически не видно. Так они защищают себя от хищников и маскируются во время охоты за пищей.
Коньки могут передвигаться «верхом» на рыбах. Благодаря своему изогнутому хвосту, морские коньки могут путешествовать на большие расстояния. Они хватаются за плавники окуня и держаться до тех пор, пока рыба не заплывет в заросли водорослей.
Воспитатель:
Вы составили рассказы о щуке, золотой рыбке, морском коньке: они такие интересные, разные – а что их объединяет? (живут в воде) В чем их различие? (внешний вид: необычная форма морского конька; обитают в естественных, искусственных водоемах)
Воспитатель:
Кем была рыба, до того, как стать взрослой? (мальком) А до этого? (икринкой) Как рыба растет и развивается мы узнаем в следующий раз.
Рефлексия
Воспитатель:
Сегодня мы много успели сделать: поиграли, поговорили о рыбах, подобрали слова-родственники, рассказали стих, поработали в командах, составили рассказы, обсудили планы на будущее. Поделитесь своими впечатлениями: что понравилось, что было легко, сложно, что нового узнали?