ЛФК при бронхиальной астме – это важный метод восстановления и сохранения нормальной функции лёгких . Лечебная гимнастика способствует укреплению всего организма и хорошо тонизирует. Если регулярно делать физические упражнения и принимать лекарственные препараты, что прописал доктор, то можно снизить частоту рецидивов. Особые физические упражнения должны назначаться всем астматикам в период стойкой ремиссии и при полном отсутствии противопоказаний. Нельзя выполнять курс упражнений при тяжёлой сердечной или дыхательной недостаточности, а также в период простудных заболеваний, если они протекают с температурой выше 37,5 градуса.
Влияние лечебной физкультуры на больного
Физиотерапия при бронхиальной астме благоприятно действует на весь организм больного. За счёт регулярных упражнений можно значительно снизить объём принимаемых лекарственных препаратов . ЛФК оказывает такое воздействие на организм человека с бронхиальной астмой:
- нормализуется механическое дыхание;
- заметно улучшаются функции центра дыхания, и восстанавливается подвижность грудной клетки;
- улучшается дренаж бронхиального дерева . Вязкая мокрота быстрее выводится из органов дыхания;
- тонизируется весь организм, человек становится более выносливым;
- улучшается эмоциональное состояние больного.
Лечебная физкультура при бронхиальной астме обычно включает в себя особый комплекс упражнений, которые направлены на укрепление мышечной массы, что участвует в дыхательном процессе, и усиление вентиляции лёгких.
Пациенту с бронхиальной астмой комплекс упражнений показывают в кабинете ЛФК, который есть во всех поликлиниках.
Особенности выполнения
Лечебная гимнастика при бронхиальной астме может выполняться только в стадии ремиссии, когда общее состояние человека не нарушено . Комплекс физических упражнений следует проводить при открытой форточке, чтобы в комнате был доступ кислорода.
ЛФК полностью противопоказана, если у человека диагностирован астматический статус или его беспокоит сильная одышка. Обычно это происходит, если частота дыхания более 25 вдохов за минуту. Запрещается выполнять упражнения, если у астматика есть дыхательная недостаточность 3 степени тяжести. Если бронхиальная астма протекает весьма тяжко, то до начала выполнения упражнений нужно пропить бронходилататоры.
Курс физических упражнений разрабатывается индивидуально на основе диагностического обследования пациента. При обследовании доктор выясняет тяжесть заболевания, а также частоту рецидивов, при этом все данные сопоставляются с возрастом больного.
До того как больной начинает выполнять полный комплекс лечебных упражнений, необходимо на протяжении двух дней выполнить подготовку . Это необходимо, чтобы протестировать физические и психологические возможности человека. Некоторые упражнения при бронхиальной астме включают произношение определённых звуков. Совокупность простых гимнастических упражнений поможет в полной мере определить степень нужного вмешательства.
Астматикам желательно совмещать ЛФК с плаваньем или скандинавской ходьбой. Такая физическая активность активизирует дыхательную функцию и предотвращает возможные рецидивы.
Механизм влияния ЛФК на больного
ЛФК при астме должна проводиться вне периода обострения, при хорошем самочувствии человека и отсутствии нарушений кровообращения. Гимнастический комплекс при бронхиальной астме способствует укреплению организма и стабилизирует психоэмоциональное состояние астматика. При дозированной физической активности снимается бронхоспазм и активизируется дыхательный процесс :
- Благодаря лечебной физкультуре стабилизируют многие рефлексы, за счёт этого дыхание становится физиологическим и сосуды в бронхах приходят в норму.
- Упражнения, которые сопровождаются произнесением звуков, направлены на предупреждение развития лёгочной эмфиземы и улучшение обмена веществ в организме.
- При проведении упражнений увеличивается активность всех групп мышц, что приводит к выбросу адреналина в кровь. Это положительно отражается на состоянии астматика.
- При выполнении упражнений на мышцы, которые участвуют в процессе дыхания, накладывается дополнительная нагрузка, благодаря этому больной может предупреждать астматические приступы на начальной стадии и полностью их контролировать.
- Упражнения для выполнения лечебной физкультуры доктор подбирает индивидуально. При этом учитывается возраст астматика, тяжесть общих симптомов, степень физической подготовки человека, а также особенность течения болезни.
- ЛФК при астме состоит из комплекса особых упражнений, которые направлены на общее укрепление всего организма и возможность контролировать подвижность грудной клетки.
Особое внимание при проведении гимнастики необходимо уделять упражнениям, которые направляются на развитие диафрагмального дыхания с особым удлинённым выдохом . Правильно проводимый комплекс упражнений помогает хорошо укрепить мышцы брюшины. Очень важно сочетать упражнения лечебной физкультуры с произношением некоторых звуков. Такой подход помогает укрепить мимические мышцы.
Астматик должен выполнять упражнения лечебной физкультуры в то время, когда кто-то из родных дома. Стоит помнить, что во время проведения гимнастики больному может стать плохо.
Упражнений для астматиков
Любые упражнения можно начинать делать лишь в период ремиссии. Комплекс лечебной физкультуры направлен на стабилизацию обменных и нервных процессов, устранение бронхоспазма и нормализацию дыхательного процесса .
- На протяжении 40 секунд больной дышит, при этом делая вдохи и выдохи всё реже.
- В исходном положении руки сжимают в кулаки, потом их подносят к плечам и глубоко вдыхают. После чего возвращают руки ввниз и выдыхают.
- В положении стоя одну ногу сгибают в колене и немного подтягивают к животу, при этом глубоко выдыхают. После чего ногу возвращают в исходное положение и вдыхают. Во время проведения гимнастики ноги чередуют.
- Руки вытягивают перед собой, ладонями кверху и поворачиваются в любую сторону. Во время поворота глубоко вдыхают, а при возврате в исходное положение выдыхают.
- Выполняют глубокий вдох, при этом пытаясь тянуть звуки Ш или Ж.
- Больной садится на стул со спинкой и начинает выполнять наклоны в стороны. Руки при этом скользят по ножкам стула. При наклонах выдыхают, а в исходном положении делают полноценный вдох.
- Человек становится, расставив ноги на уровень плеч, руки на талии, а локти разведены в стороны. Вдох следует в спокойном состоянии, а выдох, при соединении локтей.
- Больной стоит около стула и делает вдох, при присаживании на стул нужно выдыхать.
- Ноги расставляют на уровень плеч, руки ставят на пояс. Необходимо глубоко дышать, но на вдохе и выдохе тянуть звуки А и О.
- Ноги на уровне плеч, руки на тали. Больной выполняет наклоны вперёд. В спокойном положении делают вдох, а при наклонах глубокий выдох.
- Больной лежит на полу. На вдохе одну руку поднимает, на выдохе опускает. Руки чередуют.
- Больной лежит на спине. При выдохе невысоко поднимает одну ногу, на вдохе её нужно опустить. Ноги чередуют несколько раз.
- В положении сидя необходимо напрягать голеностопы, при этом синхронно сжимая и разжимая кулаки.
Тренировку проводят несколько раз в неделю. Во время выполнения упражнений нужно открыть форточку, чтобы обеспечить приток свежего воздуха. Продолжительность тренировки не должна быть более 30 минут, все упражнения повторяют по 5-6 раз .
Можно выполнять всю лечебную гимнастику за раз, а можно сделать в день несколько подходов, по 2-3 упражнения в каждом.
Особенности ЛФК у детей
Специалистами разработано несколько оригинальных комплексов лечебной гимнастики для деток. Для проведения всех этих упражнений не нужна специальная подготовка. Дыхательная гимнастика положительно влияет на весь организм ребёнка, тонизирует его и способствует улучшению дыхательной функции. ЛФК у детей проводится с ограничением времени. Продолжительность занятий не должна превышать 20 минут в день .
Нередко астматические приступы у деток возникают при недостаточно активном образе жизни. В подобном случае в дыхательной системе заметна нехватка углекислого газа. Скорректировать такое состояние помогут дыхательные упражнения по Бутейко, которые практически не имеют противопоказаний.
Проводя ЛФК у детей, нужно акцентировать особое внимание на задержке дыхания, после которой ребёнок должен дышать спокойно и поверхностно. Определить подходящий комплекс упражнений для ребёнка должен специалист, учитывая не только возраст и тяжесть болезни, но и наличие сопутствующих патологий.
Если регулярно и правильно выполнять лечебную физкультуру с ребёнком, то бронхиальная астма будет напоминать о себе всё реже.
Бронхиальная астма всегда лечится комплексно. При этом используются лекарственные препараты, физиотерапия и лечебная физкультура. Комплекс ЛФК доктор подбирает индивидуально, такой подход позволяет снизить частоту приступов и улучшить самочувствие больного .
Физкультура – это один из методов по восстановлению здоровья и возвращению к нормальному дыханию. Регулярное выполнение лечебной физкультуры при бронхиальной астме совместно с принятием медикаментов способно предотвратить развитие болезни и уменьшить число приступов.
Это заболевание вызывает развитие . Появляется отёк слизистого слоя, в котором возникает мокрота, вызывающая спазмы мышц. В результате происходит сжатие бронхов и в дыхании, сильный кашель, приступы удушья.
ВАЖНО! Среди причин появления бронхиальной астмы выделяются: аллергия на шерсть или пыльцу, пыль, наследственность, лекарства.
Астма не возникает вследствие инфекций. Для её лечения , а применяют специальные лекарства. Бронхи реагируют на каждый возбудитель, которыми являются: табачный дым, порошок или пыль, острые запахи, холод. Они могут спровоцировать приступ или сильный кашель. Дети и молодёжь наиболее расположены к бронхиальной астме, но она может возникнуть у любого человека.
Задачи лечебной физкультуры
Часто врачи и сами пациенты недооценивают влияние лечебной физкультуры в процессе лечения. Применение современных и дорогих лекарств без неспособно полностью восстановить организм. Со временем может произойти ухудшение состояния здоровья и развитие более серьёзных заболеваний.
ВАЖНО! Лечебная физкультура полезна всем без исключения пациентам. Нет ограничений по половым признакам, возрасту, стадии болезни. Бронхиальная астма способна доставить много неприятностей и её лечение следует проводить незамедлительно.
У оздоровительных мероприятий следующие цели:
С целью повышения работоспособности мышц дыхательной системы, разработано несколько видов упражнений.
Действия лечебной физкультуры
Лечение выполняется между приступами при нормализации состояния организма.
- Упражнения восстанавливают частоту дыхания.
- Звуковая способна предотвратить развитие эмфиземы, и улучшить обмен веществ. Во время работы мышц в организме происходит умеренный выброс адреналина.
- Появляется нагрузка на мышцы, задействованные в процессе дыхания, что предотвращает возникновение болезни. Можно остановить развитие бронхиальной астмы на начальной стадии.
- Программа упражнений составляется для каждого пациента отдельно в зависимости от его состояния здоровья и степени развития болезни.
- В комплекс часто включаются лечебная физкультура и дыхание одновременно.
Выполнение программы
Не следует спешить и стараться за короткий срок выполнить как можно больше упражнений. Скорость может спровоцировать появление , и качество выполнения упражнений оставит желать лучшего. На начальных стадиях бронхиальной астмы необходимо начинать с небольшого количества упражнений лечебной физкультуры и постепенно переходить к более сложным упражнениям и со временем повышать нагрузку на организм.
ВАЖНО! Первые несколько дней больной проходит подготовительный курс физкультуры, который подводит его к выполнению основной части лечения.
Дыхательные упражнения позволяют наполнить организм кислородом, укрепить бронхи и очистить их от скоплений слизи, восстановить кровообращение. Лечебную физкультуру рекомендуется выполнять на свежем воздухе или в проветриваемой комнате.
У упражнений имеются противопоказания. Несоблюдение этих рекомендаций может осложнить бронхиальную астму:
- появление обострения;
- во время инфекций дыхательных путей;
- холодная погода (если упражнения выполняются на улице).
Подготовительный курс лечебной физкультуры:
- Сидя на стуле держа спину ровно необходимо сделать глубокий вдох через нос. Выдох осуществляется через рот. Необходимо сделать от 5 до 10 вдохов.
- Начальное положение то же. Во время вдоха поднимается рука с задержкой дыхания на несколько секунд, после чего с выдохом она опускается.
- Сидя на стуле руки опущены на колени. Выполняется круговое движение кистями рук и стопами. В каждую сторону нужно сделать 10 вращений.
- Прижавшись к спинке стула или кресла, выполняется несколько глубоких вдохов с задержкой дыхания на 5 секунд. Выполняется 8 подходов.
- Нажав на грудь с применением небольшого усилия, происходит покашливание. Нужно покашлять 5 – 8 раз.
Основные мероприятия лечебной физкультуры
Они помогут справиться с бронхиальной астмой, если качественно их выполнить.
- Стоя выполняется вдох, при котором происходит наклон вперёд. С выдохом тело возвращается в изначальное положение. Выполняется 5 – 10 повторов.
- Стоя, прижав руки к телу, делается вдох носом. В это время руки поднимаются и касаются плеч. Выдох возвращает руки в первое положение. Количество повторов 4 – 15 раз.
- Происходит вдох через нос с выставлением живота вперёд. Выдох сопровождается втягиванием живота в себя. Всё продолжается 1 – 2 минуты.
- Стоя с прижатыми руками к туловищу происходит глубокий вдох с одновременным подъёмом колена к груди. Нужно постараться довести колено как можно ближе к груди, если это не получается, то на максимально возможную высоту. С выдохом нога опускается на прежнее место. Количество повторений 5 – 7 раз для каждой ноги.
- В том же положении во время вдоха происходит наклон вбок со скольжением руки вдоль тела. Выдох, возврат в начальное положение. Выполняется 5 – 10 повторений.
- Лёжа на кровати, колено подтягивается к груди с глубоким и медленным вдохом через рот. Выдыхая носом, нога возвращается в первоначальное положение. Число повторений 4 – 8 для каждой ноги.
- Стоя на носках, руки разводятся в стороны. С глубоким вдохом руки скрещиваются на груди, ударяя ладонями по лопаткам. Руки возвращаются в начальное положение одновременно с вдохом.
Во время дыхания можно произносить различные звуки. Упражнение может сопровождаться длительным произнесением букв: е, о, у. В основной программе лечебной физкультуры это буквы: с, р, з. На завершающем этапе: ж, х. Звук произносится около 5 секунд с увеличением времени до 1 минуты. Эти упражнения повторяются 3 раза в день по 5 минут, с перерывами в 20 секунд между звуками.
Положительные свойства йоги при бронхиальной астме
Йога отлично влияет на оздоровление организма при бронхиальной астме. Она способна улучшить состояние больного, развить гибкость суставов не только при астме, но и при других заболеваниях. Рекомендуется заниматься йогой и при бронхиальной астме. Упражнения позволяют избавиться от многих симптомов, а некоторые ослабить. Йога позволяет поднять настроение, улучшить физическое состояние больного.
В неё входят дыхательные упражнения и растяжка. После прохождения курса йоги больной научиться и расслаблять все группы мышц.
ВАЖНО! После занятий йогой при бронхиальной астме, через несколько месяцев появятся видимые улучшения. Многие больные замечают восстановление дыхания, улучшения состояния здоровья, исчезновение многих симптомов астмы.
Лечебной физкультуры возрастёт, если начать её применение на начальной стадии болезни. Быстрая ходьба, медленный бег, дыхательные упражнения отлично совмещаются с медикаментозным лечением. Правильно составленная программа упражнений позволит сократить возникновение приступов и предотвратит ухудшение состояния бронхиальной астмы.
Статью подготовила
Казаринова Виктория Владимировна
Специалист МАУ «ЦППМиСП»
Инструктор ФК
"Лечебная физкультура при бронхиальной астме"
Основными симптомами бронхиальной астмы являются эпизоды одышки, свистящие хрипы, кашель и заложенность в грудной клетке. Существенное значение имеет появление симптомов после контакта с аллергеном, сезонная вариабельность симптомов и наличие родственников с бронхиальной астмой или другими атопическими заболеваниями. При сочетании с ринитом симптомы астмы могут либо появляться только в определённое время года, либо присутствовать постоянно с сезонными ухудшениями. У некоторых пациентов сезонное увеличение уровня в воздухе определённых аэроаллергенов (например, пыльца Alternaria, берёзы, травы и амброзии) вызывает развитие обострений.
Задачи ЛФК при бронхиальной астме
Основными задачами лечебной физической культуры являются:
· восстановление уравновешенности процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга, погашение патологических рефлексов и восстановление нормального стереотипа регуляции дыхательного аппарата;
· уменьшение спазма бронхов и бронхиол; улучшение вентиляции легких;
· активизация трофических процессов в тканях;
· обучение больного управлению своим дыхательным аппаратом во время астматического приступа с целью облегчить его;
· обучение удлиненному выдоху.
Противопоказания
Противопоказания при занятиях физическими упражнениями при бронхиальной астме:
1. Противопоказаны любые перегрузки.
2. Упражнения должны быть прекращены, если замечены первые признаки приступа удушья: неровное дыхание, спазм, кашель.
3. Не допустимы интенсивный бег, выполнение упражнений без перерыва на установление спокойного дыхание.
4. В помещении, где проводится сеанс лечебной физкультуры, должны быть заблаговременно проведены влажная уборка и проветривание.
5. Противопоказано заниматься на улице в неблагоприятных погодных условиях (слишком холодная погода, дождь, ветер), так как любое переохлаждение может вызвать приступ удушья.
Особенности методики ЛФК
Ошибкой является общепринятое мнение, что больных бронхиальной астмой необходимо ограничить в физической активности, поскольку физические нагрузки считаются одним из факторов, провоцирующих приступы бронхоспазма (бронхиальной астмы).
Однако, по данным литературы, тренировки в оптимальных условиях (температура и влажность воздуха) напротив, снижают частоту и тяжесть приступов. Такая нагрузка должна присутствовать у всех больных бронхиальной астмой.
Гимнастические упражнения могут помочь больному бронхиальной астмой справляться с первыми признаками приступа удушья и научиться дозировать физические упражнения для поддержания мышечной активности без нанесения вреда своему здоровью.
В занятиях лечебной гимнастикой для больных бронхиальной астмой следует включать самые простые, легко выполнимые упражнения. Между дыхательными упражнениями с произношением звуков обязательно надо включать паузу для отдыха для расслабления мышц. Дозировка упражнений – 4-12, темп медленный и средний.
Методика массажа при бронхиальной астме
Массаж, как правило, проводится в пораженной области и симметрично очагу поражения, в случае отека и при резких болях – выше пораженного участка.
Курс массажа можно условно разделить на три части: 1) вводный – 1–3 процедуры, которые проводят для выяснения реакции организма на массаж; 2) основной – около 20 процедур, которые проводятся с учетом физиологического состояния массируемого и особенностей его заболевания; 3) заключительный – 1–2 процедуры.
Как правило, курс массажа включает от 5 до 25 процедур в зависимости от тяжести заболевания и состояния массируемого.
Между курсами можно делать перерывы от 10 дней до 2–3 месяцев. Число процедур и длительность перерыва между ними подбираются индивидуально и могут быть как уменьшены, так и увеличены.
Процедуры массажа и самомассажа также состоят из трех этапов: 1) вводный – 1–3 мин., во время которого щадящими приемами подготавливают массируемого к основной части; 2) основной – от 5 до 20 мин.; 3) заключительный – 1–3 мин., во время которого снижают интенсивность воздействия, нормализуя функции организма, и проводят дыхательные упражнения.
Продолжительность сеанса может быть от 3 мин. до часа в зависимости от показаний. Массаж делают ежедневно или через день, иногда его проводят 2–3 раза в неделю, сочетая с другими видами комплексного лечения.
Примерный комплекс упражнений
Физические упражнения используются в период между приступами астмы с целью улучшения самочувствия и повышения работоспособности, укрепления дыхательных мышц и улучшения вентиляции легких, обучения умению управлять дыхательным аппаратом и развития полного дыхания, что позволяет легче переносить астматические приступы.
Дыхательные упражнения и упражнения, сопровождающиеся произношением на выдохе определенных звуков и их сочетаний (звуковая гимнастика), способствуют уменьшению спазма гладкой мускулатуры бронхов и бронхиол. Звуковая гимнастика действует на их стенки подобно вибромассажу, расслабляя бронхиальные мышцы. Такой эффект дает и расслабление мышц плечевого пояса.
Перед началом упражнений и после их выполнения 5 минут походите в быстром темпе. Гимнастику лучше делать утром, через час после еды. Общее время ходьбы и упражнений - 15–20 минут. В конце - поднимание и расслабленное опускание рук в темпе спокойного дыхания.
1. Сидя на стуле, руки на коленях. Руки за голову, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - выдох (4-6 раз).
2. Сидя на стуле, руки на поясе. Сделав вдох, подтянуть руками колено к груди – выдох (поочередно, 3- 6 раз).
3. Сидя на стуле, ноги на ширине плеч, руки внизу. Наклон влево, левой рукой постараться коснуться пола, правую к плечу - выдох; вернуться в исходное положение - вдох. То же с наклоном в другую стороны.
4. Сидя на стуле. Руки в стороны - вдох; руки скрестить на ребрах, вставая и наклоняясь вперед, - выдох (4-8 раз).
5. Сидя на стуле, руки на коленях. Отводя голову назад, прогнуться - вдох; вернуться в исходное положение - удлиненный выдох через рот, произнести звук «ж-ж-ж» (4-6 раз).
6. Ходьба обычная - 1-2 мин. Ходьба с подниманием рук в стороны на вдохе и опусканием на выдохе - 1-2 мин. Ходьба с замедлением темпа и удлинением выдоха (30-60 с).
7. Стоя, ноги врозь, руки внизу. Прогнуться, соединив за спиной прямые руки, - вдох; наклонить голову вперед, прямые руки соединить внизу перед собой - удлиненный выдох, произнося звук «у-у-у» (3-5 раз).
8. Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Отводя левую ногу назад на носок, слегка повернуть туловище вправо, правую руку в сторону (посмотреть на нее) - вдох; вернуться в исходное положение - выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
9. Ноги врозь, руки внизу. Наклон вправо, правую руку на пояс, левую вверх - вдох; вернуться в исходное положение - выдох; то же в другую сторону (3-4 раза).
Гимнастика активизирует выделение гормона надпочечников - адреналина, что в свою очередь обусловливает расширение бронхов. Регулярно выполняемые упражнения комплекса увеличивают вентиляционный эффект дыхания при меньшей затрате энергии.
Не менее существенно и то, что грудное дыхание, свойственное большинству страдающих бронхиальной астмой, сменяется физиологически более целесообразным - брюшным, вследствие чего существенно улучшается вентиляция нижних отделов легких.
Учащение дыхания, избыточная вентиляция легких резко уменьшают содержание в организме углекислого газа, что может усилить спазм бронхов. Следите за тем, чтобы во время тренировки вдох был спокойным, за ним обязательно следовала бы пауза в 2-3 секунды.
Не забывайте контролировать степень нагрузки по частоте пульса и дыхания до и после занятий. Частота пульса после выполнения упражнений не должна превышать 100-110 ударов, а дыхания - 20-24 в минуту.
В течение 5 минут после выполнения упражнений частоты пульса и дыхания должны стать такими же, как и до занятий.
Дыхательные упражнения
Дыхательная гимнастика в том или ином виде рекомендуется всем больным бронхиальной астмой. При этом заболевании необходимо научиться дышать поверхностно, не делать глубоких вдохов, потому что они раздражают рецепторы бронхов, а это может усилить приступ. Для того чтобы во время приступа суметь успокоить их, нужно научиться делать умеренный выдох. После этого задержать дыхание на 4-5 секунд. Следующий затем вдох тоже должен быть поверхностным. Необходимо стремиться к устранению форсированных выдыханий, чтобы выдох совершался только под влиянием эластической тяги легких. В то же время нужно следить за удлинением дыхания.
Простейшим методом выработки более глубокого дыхания является надувание воздушных шариков, для получения максимального эффекта шарик нужно надувать до тех пор, пока он не лопнет. Достаточно надувать по два воздушных шарика ежедневно. Это дыхательное упражнение поможет сделать дыхание более глубоким и укрепить диафрагму.
С целью укрепления диафрагмы можно выполнять и другие дыхательные упражнения: положите руки на живот под самые ребра и сделайте медленный, глубокий вдох. Во время вдоха надо выпятить живот; от этого руки немного разойдутся в стороны, так как диафрагма выдвинется вперед. При выдохе втяните живот - диафрагма уйдет обратно и руки снова соединятся. Повторите не более 3-4 раз, а затем дышите как обычно.
С целью нормализации тонуса мускулатуры бронхов проводится дыхательная гимнастика с произношением звуков. Сделать умеренный вдох и, сдавив ладонями грудную клетку в средних и нижних отделах, на медленном выдохе произносить такие звуки: «пф», «ррр», «брррох», «бррх», «дррох», «дррах», «бррух». За продолжительностью выдоха следите по секундомеру. На первых занятиях она не должна превышать 4-5 секунд, но постепенно ее нужно увеличивать до 12-25 секунд. Особенно долгим может быть звук «ррр»: в первые дни занятий - 5 секунд, дальше - до 30. Эти же упражнения можно выполнять, обхватив грудную клетку полотенцем: на медленном выдохе стянуть концы полотенца, произнося те же звуки по 6-10 раз.
Это аллергическое заболевание, хотя специфическая аллергия встречается совсем редко. Как правило, бронхиальной астмой заболевают дети с определенными свойствами организма (нередко наследственными). Однако "прямая" наследственность наблюдается не часто, гораздо чаще в семейном анамнезе выявляются аллергические, обменные заболевания, эндокринопатии и др., причем особое значение имеет наличие этих заболеваний у матери во время беременности.
Инфекционно-аллергическая форма бронхиальной астмы возникает в результате повторных воспалительных процессов в органах дыхания - бактериальные или вирусные антигены вместе с аутоаллергенами, которые образуются при воспалении, сенсибилизируют организм. В возникновении последующих приступов большое значение имеет условно-рефлекторный механизм.
Бронхиальная астма у детей имеет свои особенности. Так, типичные приступы астмы у детей наблюдаются реже, чем у взрослых. У детей раннего возраста бронхиальная астма часто протекает в виде периодически повторяющегося бронхита. В связи с таким необычным течением бронхиальную астму бывает трудно распознать. В таких случаях заболевание проявляется не в виде приступов, а в виде длительного астматического бронхита. И если не предпринимать мер к прекращению и полной ликвидации болезни, астматический бронхит может перейти в типичную бронхиальную астму.
Что касается патологической анатомии бронхиальной астмы у детей, то она такая же, как и у взрослых. Смертельный исход может наступить от асфиксии при полной обтурации бронхов вязкой мокротой во время приступа.
Однако течение бронхиальной астмы у детей имеют некоторые отличия вследствие структурно-функциональных особенностей детского организма. Сужение просвета бронхов у детей происходит вследствие набухания слизистой оболочки бронхов и усиленного выделения слизи, а также (в меньшей степени) в результате спазма еще слабо развитых бронхиальных мышц. Как правило, для детей нехарактерно внезапное, быстрое начало приступа бронхиальной астмы ему обычно предшествуют катары верхних дыхательных путей, нередко вазомоторный ринит. Чем моложе ребенок, тем легче возникает у него кислородное голодание, поэтому у детей раннего возраста приступ протекает с учащением дыхания и одышкой смешанного типа, хотя и с преобладанием экспирации.
При приступе бронхиальной астмы у наблюдаются сухие свистящие хрипы на фазе выдоха, однако нередко можно услышать и разнокалиберные влажные хрипы на фазе вдоха, что наблюдается у детей раннего возраста. При "влажной" бронхиальной астме, которая наиболее часто встречается у детей, длительность приступа увеличивается. Немалую роль играет характер, продолжительность и частота приступов, а сочетание бронхиальной астмы с хронической пневмонией отягощает течение заболевания. Часто бронхиальная астма может закончиться в периоде полового созревания, поэтому очень важно рано начать и систематически проводить лечение.
Диагностика бронхиальной астмы у детей
Распознать бронхиальную астму и ее формы помогает тщательно собранный анамнез. Благодаря исследованию крови при аллергической форме выявляется лейкопения и эозинофилия, а при рентгенологическом исследовании грудной клетки отмечается только эмфизема. Мокроту у детей получить трудно, потому что обычно они ее заглатывают. Специфические для бронхиальной астмы элементы - спирали Куршмана или кристаллы Шарко-Лейдена - обнаруживаются достаточно редко, обычно отмечаются только эозинофилы (до 10% и выше). При дифференциальном диагнозе бронхиальной астмы у детей следует иметь в виду острую мелкоочаговую пневмонию, инородное тело в дыхательных путях и туморозный бронхоаденит.
Лечение бронхиальной астмы у детей
Купирование приступа проводят теми же средствами, что и у взрослых (в соответствующих дозах), однако у детей редко приходится прибегать к внутривенным вливаниям. Наиболее важным является комплексное систематическое лечение бронхиальной астмы в межприступном периоде. При аллергической форме путем собирания тщательного анамнеза определяют и устраняют аллергены и раздражители, вызывающие приступы. Поскольку у детей специфический единственный аллерген наблюдается очень редко, проводят неспецифическую десенсибилизацию такими же средствами, как и у взрослых.
При лечении бронхиальной астмы различают два периода: период приступа астмы и период между приступами. Во время приступа необходимо принять энергичные и срочные меры к тому, чтобы быстро снять удушье. В межприступном периоде выбирают лечебные средства, которые могут предупредить появление новых приступов удушья и обеспечить полное выздоровление больного. Кстати, современные врачи придерживаются той точки зрения, что независимо от происхождения астмы у детей, она, как правило, имеет лучший прогноз, чем у взрослых.
Для лечения бронхиальной астмы у детей можно воспользоваться следующими средствами:
а) растирание сухим полотенцем
б) комфортный душ
в) своевременная смена нательного и постельного белья
г) контрастное обливание
д) массаж лица
е) растирание подошв догоряча
ж) физические приёмы, направленные на купирование приступов бронхиальной астмы и дренаж лёгких
з) специальные упражнения при бронхиальной астме у детей.
В комплексном лечении данного заболевания особое значение имеет лечебная физкультура , потому что вследствие продолжающегося роста и высоких репаративных свойств детского организма она способствует ликвидации не только функциональных, но и обратимых морфологических изменений в бронхо-легочной системе. Лечебная физкультура при бронхиальной астме у детей активизирует волю ребёнка на выздоровление, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с дыхательными мышцами, бронхами и лёгкими. В результате этого восстанавливается их функциональное состояние, нарушенное болезнью. Однако надо отметить, что ЛФК и ЛГ для детей при бронхиальной астме только тогда дают хороший эффект, если одновременно применяются и другие профилактические и лечебные мероприятия.
Надо отметить, что эффективность лечебной физкультуры тем выше, чем моложе дети и чем меньше длительность заболевания. Поэтому лечебная физкультура и лечебная гимнастика при бронхиальной астме у детей должны проводиться с детьми, начиная с 3-летнего возраста.
Правильное и регулярное применение ЛФК в лечении больного значительно ускоряет процесс его выздоровления и предупреждает повторные рецидивы заболевания.
В задачи ЛФК для детей при бронхиальной астме входит:
- улучшение и нормализация бронхиальной проходимости
- улучшение эвакуаторной функции бронхиального дерева
- улучшение и нормализация внешнего дыхания
- улучшение и восстановление нарушенных биомеханических процессов дыхательного акта
- увеличение подвижности грудной клетки и укрепление дыхательной мускулатуры
- десенсибилизация организма ребёнка
- нормализация основных нервных процессов
- предупреждение деформации опорно-двигательного аппарата
- повышение неспецифической сопротивляемости.
Всем детям, больным бронхиальной астмой, показана лечебная гимнастика – специальные упражнения для детей при бронхиальной астме, с помощью которых больной ребенок может облегчить себе дыхание даже при спазмах бронхов. Однако надо сказать, что гимнастика противопоказана больным в стадии обострения, при острых инфекционных заболеваниях, а также при тяжёлых поражениях сердца.
К специальным средствам лечебной физкультуры относятся:
1) дыхательные упражнения с удлинённым и ступенчато-удлинённым выдохом
2) дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих, шипящих звуков
3) дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе
4) упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки
5) корригирующие упражнения
6) упражнения для мышц живота.
Для решения специальных задач при бронхиальной астме эффективно применение избирательного массажа грудной клетки.
Все специальные средства применяются в сочетании с общеразвивающими упражнениями, подбор которых зависит от периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимости физических нагрузок. В основе терапевтического действия ЛФК и ЛГ(лечебная гимнастика) при бронхиальной астме у детей лежит строго дозированная тренировка.
В комплексы лечебной гимнастики входят упражнения, в которых фаза выдоха производится с протяжным произнесением гласных звуков "О", "А", "У", "И", чтобы добиться плавного звучания. В дыхательных упражнениях применяется также произнесение на выдохе согласных звуков "Д", "З", "Р", "Г" с некоторым напряжением, что вызывает дрожание, вибрацию верхних дыхательных путей.
Также очень полезны физические упражнения спортивного характера. Из такого рода упражнений рекомендуется туристические прогулки, катание на коньках, ходьба на лыжах, гребля на прогулочных лодках, спортивные игры.
Методика ЛФК для детей с бронхиальной астмой строится в зависимости от назначенного лечебного режима и периода заболевания.
Так, во время приступа бронхиальной астмы занятия проводятся индивидуально, при отсутствии противопоказаний. Упражнения проводятся в положении лёжа на спине с приподнятой верхней половиной туловища или сидя на стуле, лицом к спинке, положив голову на предплечья рук на спинке стула, или сидя на стуле, свободно откинувшись на его спинку. Применяются знакомые приёмы расслабления и упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения с акцентом на диафрагмальное дыхание с удлинённым выдохом и "звуковая гимнастика", упражнения для мимической мускулатуры, вибрационный и поглаживающий массаж.
В постприступном периоде лечебная физкультура проводится индивидуально или в группах малой численности. Используются упражнения для детей при бронхиальной астме с малым числом повторений для всех мышечных групп из исходных положений лёжа, сидя, стоя, а также упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, упражнения в расслаблении и все варианты дыхательных упражнений. Вводятся игры малой подвижности.
Надо отметить, что упражнения со сложной координацией движения исключаются. Уровень физической нагрузки тоже должен быть ниже среднего. Длительность занятий составляет 10-15 минут.
В межприступном периоде лечебная физкультура для детей при бронхиальной астме применяется в форме утренней гигиенической гимнастики, специальных занятий и индивидуальных назначений, которые ребенок выполняет самостоятельно.
Когда выполняется лечебная гимнастика для детей при бронхиальной астме, следует обратить особое внимание на правильную постановку дыхания. Важно приучить ребенка постоянно производить вдох и выдох через нос. При выполнении специальных упражнений с шипящими и свистящими звуками выдох надо производить через рот. Произнесение звуков должно быть громким и продолжительным. Упражнения выполняются в медленном и среднем темпе. Особое внимание следует обратить на полный удлинённый выдох. Если во время полного выдоха возникает кашель, длину выдоха необходимо несколько сократить. Перед началом гимнастики должна быть произведена влажная уборка помещения и проветривание.
Если позволяет время года и погода, очень полезно заниматься на свежем воздухе. Заниматься следует в свободном для движения спортивном костюме. После гимнастики детям рекомендуется применять закаливающие процедуры.
При занятиях со школьниками следует стараться проводить гимнастику занимательно. По возможности следует частично видоизменять комплексы гимнастики каждые 10-15 дней. Дети обычно с удовольствием занимаются лечебной физкультурой. Благодаря занятиям гимнастикой детский организм укрепляется, приступы бронхиальной астмы прекращаются или проявляются значительно реже и протекают легче.
Нельзя забывать о том, что занятия лечебной гимнастикой при бронхиальной астме у детей должны быть систематическими и регулярными. Необходимо полностью исключить упражнения с натуживанием и задержкой дыхания, которые ведут к гипоксии тканей и вызывают спазм бронхов.
Комплекс ЛФК для детей при бронхиальной астме:
Комплекс №1.
1. И. П. – стойка ноги врозь, руки в стороны (максимально отведены назад), ладони повёрнуты вперёд, пальцы разведены. 1 - руки быстро скрестить перед грудью. Локти под подбородком, а кистями сильно хлестнуть по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 - плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
2. И. П. – стойка ноги врозь на носках, руки вверх – в стороны (прогнувшись). 1 - наклон вперёд согнувшись (опуститься на стопу), руки через стороны скрестить перед грудью, хлестнуть кистями по лопаткам (громкий мощный выдох). 2 - руки плавно развести в стороны и свести скрестно перед грудью, хлест кистями по лопаткам 2-3 раза (громкий мощный выдох). 3 - вернуться в и.п. (естественный вдох).
3. И. П. – стойка ноги врозь на носках, прогнувшись, руки вверх назад, пальцы сплетены. 1 - наклон вперёд, опуститься на стопу, хлёст руками вперёд – вниз – назад (рубка топором). Громкий мощный выдох. 2 - плавно вернуться в и.п. (естественный вдох).
4. И. П. – стоя на носках, ноги на ширине плеч, руки вверху, ладони наружу. Кисть сжата. На каждый счёт опускаясь на стопу, руки назад - в стороны – вниз к бёдрам (мощный выдох). Поднимаясь на носки, руки вперёд-вверх, кисть расслабить, вернуться в и.п. (естественный вдох).
5. И. П. – упор лёжа. 1 - упор присев (мощный выдох). 2 - толчком двух ног и.п. (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
6. И.П. – стоя, левая нога слегка согнута, носок влево, правая вперёд на пятке, носок вправо. Голова поднята, руки в сторону согнуты в локтях, кисти как у танцоров. 1 - подпрыгнуть, присесть, пятки вместе, носки врозь (мощный выдох). 2 - подпрыгнуть, меняя положение ног, вернуться в и.п.(естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду.
7. И. П. – стоя левым боком к опоре, правая нога сзади, согнута в колене, стопа слегка приподнята, левой рукой держась за опору на уровне плеча. На каждый счёт – мах левой ногой вперёд-вверх до касания бедром груди и плеча (мощный выдох). И затем мах той же ногой назад, сгибая голень (естественный вдох). Оба движения выполнить за 1 секунду. То же повторить правой ногой.
Комплекс №2
1. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки вверх, ладони вперёд (вдох). 3-4- повернуть ладони в стороны и медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе протяжно до полного выдоха произносить "с-с". Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – сидя на краю стула, руки опущены вдоль туловища. 1-2 - Поднять руки в стороны, повернуть ладонями вверх, хорошо прогнуться (вдох). 3-4 - повернуть руки ладонями вниз, медленно опустить руки вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить звук "м-м". Повторить 4-5 раз.
3. И. П. – сидя на краю стула, ноги вперёд, руки опущены вдоль туловища. 1 - поднять руки через стороны вверх, хорошо прогнуться (вдох). 2 - руки опустить вниз.
3 - плавный наклон туловища вперёд (пытаться достать руками носки ног) (выдох). 4 - вернуться в и.п. В наклонном положении задержаться до полного выдоха. В это время протяжно и громко произносить звук "ф-ф". Повторить 3-4 раза.
4. И. П. – основная стойка, палка внизу. 1-2 - поднять руки вверх, прогнуться (вдох). 3-4 - медленно руки вниз (выдох). На выдохе протяжно и громко произносить звук "с-с". Повторить 4-5 раз.
5. И. П. – стойка ноги врозь, палка внизу. 1 - поднять палку вверх, нога назад, на носок, прогнуться (вдох). 2 - медленный наклон вперёд, палку положить на пол (выдох). 3 - медленный наклон вперёд, рукой коснуться пола, взять палку и вернуться в и.п. (вдох). 4 – На выдохе произносить "у-у-ух" до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.
6. И. П. – стойка ноги врозь, руки с мячом внизу. 1-2 - руки с мячом к груди (вдох). 3-4 - толчком бросок мяча вперёд с громким произнесением до полного выдоха "б-р-у-ух". Сделать 5-6 бросков.
7. И. П. – стойка ноги врозь, мяч в руках. 1-2 - руки вверх за голову (вдох). 3-4 - бросок мяча вперёд с громким произнесением "ж-ж-о-х". Повторить 5-6 раз.
8. Ходьба на месте - 1 минута.
9. Ходьба в движении с ускорением. Дыхание через нос, произвольное, 20-30 секунд.
Комплекс №3
1. И. П. – основная стойка. 1 - руки вверх, нога назад на носок, прогнуться (вдох). 2-3-4 - руки опустить вниз, ногу приставить (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно до полного выдоха произносить: "м-м-м". Повторить 4-5 раз.
2. И. П. – стойка ноги врозь. 1 - руки вперёд (вдох). 2-3 - наклон вперёд, медленно коснуться пола (выдох). На выдохе произносить: "з-з-з". Повторить 3-4 раза.
3. И. П. – стойка ноги врозь, палка вверху.
1 - вдох – наклон влево – выдох. На выдохе произносить: "у-х-х-х". 2 - вернуться в и.п. – вдох. 3 - наклон вправо – выдох. На выдохе произносить: "у-х-х-х". 4 - и.п. – вдох. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
4. И. П. – лежа на спине. 1- вдох, после согнуть ноги, обхватить их руками, подтянуть к груди – выдох. 2 - вернуться в и.п. На выдохе произносить протяжно и громко: "п-ф-ф-ф". Повторить 3-4 раза.
5. И. П. – лежа на спине, руки вверх. 1 - вдох – перейти в положение сидя. Наклон (достать руками носки ног) - выдох. 2 - вернуться в и.п. – вдох. Выдох протяжный, с одновременным громким произнесением: "б-а-х-х". Повторить 3-4 раза.
6. И. П. – основная стойка. 1 - подняться на носки, плечи назад, ладони наружу, прогнуться – вдох. 2 - вернуться в и.п. – выдох. На выдохе протяжно произносить: "ш-ш-ш". Повторить 4-5 раз.
7. И. П. – основная стойка. 1 - руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. 2 - медленно присесть в группировку – выдох. Выдох до отказа с произнесением: "о-х-х-х". Повторить 8-10 раз.
8. Ходьба на месте. Дыхание произвольное через нос - 1,5 минуты.
9. Ходьба в движении. Дыхание произвольное через нос - 1 минута.
10. И. П. – сидя на стуле, откинувшись на спинку, руки внизу. 1 - руки в стороны, прогнуться – вдох. 2-3 - медленно руки скрестно на груди, нажать на грудную клетку, живот втянуть, голову наклонить – выдох. 4 - вернуться в и.п. Выдох делать медленно, губы в трубочку, плавно до полного. Произносить: "ф-ф-ф".
Проделать 4-5 раз с перерывом между упражнениями 20-30 секунд.
Упражнения, особо необходимые при бронхиальной астме у детей:
1) Упражнение "Маятник"
И. П. – ребенок сидит на бёерах у помощника, руки за головой. Помощник держит ребенка руками под бедрами. 1 - ребёнок наклоняется назад в вис – вдох. 2 - вернуться в и.п. – выдох.
2) Упражнение "Тачка"
И. П. – ребенок в упоре лежа, помощник держит ребенка за голеностопы. Ребенок выполняет движение вперед на руках.
В зависимости от состояния здоровья и возможностей организма количество физических упражнений можно увеличивать, а также постепенно расширять их формы. Таким образом, физическая культура из лечебного мероприятия превращается в образ жизни. Занятия физическими упражнениями могут закрепить успехи лечения и являться лучшим средством против возобновления приступов бронхиальной астмы.
Вообще, опыт применения лечебной физкультуры у детей больных бронхиальной астмой показал, что во многих случаях с помощью лечебной гимнастики удаётся добиться стойкого и длительного выздоровления. Однако не стоит забывать, что гимнастикой надо заниматься регулярно, длительное время. Лечебная гимнастика дает положительный результат только в том случае, если она будет проводиться одновременным выполнением других лечебных и гигиенических мероприятий.
Успех применения лечебной физкультуры при бронхиальной астме у детей зависит от настойчивости, терпения, умения точно и аккуратно выполнять указания инструктора по лечебной физкультуре и лечащего врача.
Таким образом, лечение бронхиальной астмы – задача не из легких. Лучшие результаты удается получить благодаря комплексному лечению с применением разных лечебных средств, а также с учётом индивидуальных особенностей больного. Однако каким бы сложным заболеванием ни была бронхиальная астма, практика показывает, что её можно вылечить. Нужно только терпение, настойчивость и строгое выполнение врачебных назначений.
ЛФК при бронхиальной астме используется для того, чтобы увеличить продолжительность бесприступного периода, а также для снижения вероятности развития тяжелых осложнений.
В настоящее время разработано множество различных методик лечебной физкультуры.
Каждому конкретному пациенту рекомендуются определенные упражнения, которые позволят ему добиться самых лучших результатов.Специфика процедуры
Лечебная гимнастика при бронхиальной астме рекомендуется практически каждому пациенту, не имеющему противопоказаний. Основными клиническими эффектами от проведения входящих в программу упражнений являются следующие:
Такие упражнения при бронхиальной астме улучшают общее состояние человека. Особенно эффективно проведение такой терапии у детей.
Показанием для проведения подобных упражнений при бронхиальной астме является наличие персистирующей или интермиттирующей формы заболевания в период ремиссии.
Кроме этого, подобная терапия назначается при развитии у пациента разного рода осложнений, особенно эмфиземы. Физические упражнения при астме могут назначаться врачами далеко не всегда. Существует целый ряд противопоказаний к их выполнению пациентом:
Некоторые из этих противопоказаний являются относительными. К примеру, при снижении уровня дыхательной или сердечно-сосудистой недостаточности лечебные упражнения пациенту можно назначать. При этом не стоит игнорировать существующие ограничения, так как это может привести к ухудшению состояния здоровья.
Даже лечебная физкультура способна привести к развитию осложнений. Наиболее частым из них является приступ удушья. Его приходится купировать специальными медикаментами. Кроме этого упражнения, выполняя неверно (с натуживанием и задержкой дыхания), способны привести к развитию эмфиземы.
Если упражнения при ЛФК выполняются пациентам слишком активно или же часто, то это может стать причиной утяжеления течения бронхиальной астмы.
Методика проведения
Лечебная физкультура при бронхиальной астме проводится по специальной методике. Назначение конкретных упражнений зависит от физической подготовленности и течения заболевания. Во время приступа удушья никакие процедуры, естественно, не проводятся.
Методика ЛФК при лечении бронхиальной астмы подразумевает выполнение упражнений из нескольких основных режимов:
- Общеукрепляющие упражнения.
- Звуковая гимнастика.
- Специальные упражнения.
Каждый из этих режимов приносит свой положительный результат.
Дыхательная гимнастика должна начинаться с упражнений, которые способствуют укреплению диафрагмальной мускулатуры. Для этого пациенту приходится сначала освоить так называемые диафрагмальные движения.
Такая гимнастика при астме подразумевает под собой максимально глубокий вдох с длительным выдохом. Только после освоения такого дыхания пациенту можно приступать к более серьезным физическим нагрузкам.
Дальнейшие занятия могут проводиться в положении сидя или лежа. Для этого пациент делая глубокий вдох постепенно поднимает руки в разводном положении от себя. Момент окончания вдоха и установление рук в вертикальном положении над головой должен примерно совпадать.
В дальнейшем пациент делает долгий выдох и при этом «роняет» руки вниз. При этом опускаться они должны без напряжения, но опять в разводном положении от себя.
Общеукрепляющие упражнения
Лечебный комплекс упражнений, направленный на общее укрепление организма человека, назначается после некоторого времени занятий дыхательной гимнастикой. Примерная программа ЛФК данного типа может выглядеть следующим образом:
Все эти упражнения не следует выполнять с натуживанием. Кроме этого, человек не должен надолго задерживать выдох, так как это может способствовать развитию эмфизематозных изменений.
Звуковая гимнастика
Занятие такими упражнениями можно выполнять как после дыхательной гимнастики, так и по завершении общеукрепляющей физической нагрузки. Основной смысл звуковой гимнастики заключается в произнесении тех или иных букв на выдохе.
Начинать такие упражнения следует с произнесения гласных звуков. Наиболее подходящим вариантом здесь являются буквы «о», «у», «е», «и».
Следующим этапом станут буквы «р», «з», «с». После того, как человек достигнет хороших результатов, как в звуковой гимнастике, так и в остальных физических упражнениях в рамках ЛФК, ему необходимо перейти на произнесение букв «ш», «щ» и «ж».
В процессе тренировок необходимо со временем увеличивать длительность выдоха. В первые недели проведения ЛФК для астматиков продолжительность выдоха должна составляет всего 5 секунд. Со временем длительность такого выдоха должна увеличиваться до 30 секунд.