Лука - персонаж из пьесы Максима Горького «На дне».
Луке в пьесе шестьдесят лет. Он был лысым и ходил с чайником у пояса, опираясь на палку. Как и у всех обитателей ночлежки, у него не было собственного дома. Этот старичок был странником.
Имя Лука имеет два значения: первое – как «лукавый», а второе – как евангельский апостол Лука. Это имя тесно связано с характером персонажа. До сих пор ведутся споры о его значимости в пьесе: кто-то считает, что Лука отрицательный персонаж, а кто-то говорит, что положительный. Сам автор утверждал, что старичок получился положительнее и мудрее, чем он планировал.
Лука служил сторожем под Томском у инженера. Можно догадаться, что он появился в ночлежке после того, как сбежал с Сибири с каторги, куда попал за какое-то преступление. Любил петь и считал, что поет хорошо, но это было не так. Лука был мягкий человек, так как, по его словам, он пережил в этой жизни многое. Считал, что стал лысым из-за женщин, из-за трудностей в отношениях с ними. Женщин у него было больше, чем было волос на голове. Но он был очень умным человеком. Лука не всегда говорил правду, так как считал, что правда губит человека, отнимает веру в себя.
В ночлежку Костылева привела его Наташа. Старик сразу стал считаться добрым, милым и жалостливым. Лука считал, что всех людей надо жалеть, поддержать добрым словом, как велел сам Христос. Стал всех утешать в ночлежке, даже если это было неправдой. Думал, что у человека должна быть вера во что-то, что будет помогать жить дальше и добиваться чего-то лучшего для себя. Так актеру он сказал, что есть клиника, в которой бесплатно лечат алкоголиков. Актер после этого бросил пить и начал копить деньги, чтобы отправиться в эту клинику. Умирающей Анне Лука говорил, что после смерти она освободится от всей боли и мучений. Ваське Пеплу советовал отправиться в Сибирь и рассказывал, что он найдет там освобождение вместе с Наташей.
Лука искренне пытался всем помочь, только он не рассчитывал, что кого-то это, наоборот, может лишить жизни. Например, актер после неожиданного ухода старика покончил жизнь самоубийством. Пепел, стремясь забрать Наташу и отправиться в Сибирь, потерял все.
После убийства Пепла - хозяина ночлежки Костылева - Лука отправился в Украину. Его уход неоднозначно подействовал на обитателей. Старика пытались осудить, но за него стал заступаться Сатин, который говорил словами самого Горького, и который был сначала настроен скептически к Луке.
У этих людей нет будущего. Старик прекрасно знал это. Но он хотел, чтобы у них была хоть какая-то надежда, чтобы они могли жить дальше с чем-то теплым в душе.
Сочинение про Луку
Пьеса Максима Горького "На дне" затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них - это Лука. Его взгляды на мир вызывают постоянные споры и вопросы. Лука рассуждает о правде, нужно ли ее говорить, если человеку станет плохо, узнав ее, или лучше стоит проявлять сострадание, которое чуть-чуть облегчит жизнь человеку.
Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.
Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них. Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы. Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.
Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.
Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним - воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.
Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества - отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.
Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное - после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.
Вариант 3
Пьеса «На дне» увидела свет в 1902 году. Повествует она о тех, кто не смог удержаться на «плаву» и, преступив черту, оказался на самом дне. Их привычный мир рухнул, они утратили веру в будущее, черствость суровых будней захлестнула их. Действие пьесы разворачивается в ночлежном доме.
Пожилой странник Лука – один из главных действующих лиц произведения. Он так же беден, как и остальные обыватели ночлежки, но не утратил человечности. Добрым словом и советом помогает всем, кто в нем нуждается. Бесхитростно, доходчивыми словами он находит подход к другим обитателям ночлежного дома. Для каждого в его сердце находятся сочувствие и милосердие. Его слова подтверждают, что по натуре он очень добродушный и отзывчивый.
Внимательное отношение старика к людям, способность выслушать и поддержать мечту собеседника вселяет в них надежду на светлое будущее. Способность Луки находить к каждому индивидуальный подход заставляет «соседей по несчастью» прислушаться к его словам. Только Барон не утрачивает своего цинизма и ненависти к людям, он предпринимает попытку к разоблачению странника. Но недавний оппонент Луки Сатин неожиданно заступается за старика.
Анне, находящейся на смертном одре, Лука описывает райскую жизнь без земных терзаний. Любителю выпить, Актеру, он сообщает о несуществующей клинике, где помогают избавиться от алкогольной зависимости. Рекомендации вору Ваське начать новую жизнь повышают самооценку ночлежников. Большинство из них начинает верить, что не все потеряно, и еще возможно все в жизни наладить. Некоторые даже предпринимают попытку обрести человеческое достоинство. Луке удалось согреть их души своим отзывчивым отношением. Главное его намеренье пробудить в человеке надежду достигнуто.
Красноречие Луки делит жильцов ночлежки на 2 лагеря: мечтатели и скептики. Его речи будоражат одних и ожесточают других. В конце повествования обитатели ночлежного дома предпринимают попытку судить Луку. Действия, которые они совершают, послушав его, не всегда приводят к ожидаемому результату. В большинстве случаев исход печальный, к примеру – смерть Актера. Виноваты в этом, конечно, сами ночлежники, но последствия речей Луки становятся роковыми.
Критики долгое время оценивали образ Луки как отрицательный. Они винили старого странника во лжи и в том, что он проявлял равнодушие к обманутым обитателям ночлежки. Не в его пользу толкуется и его исчезновение, но больше нареканий касается его позиции по отношению к людям. Он несет в массы сочувствие и сострадание, что в то время расценивается как что-то подозрительное и лишнее.
Михаил Васильевич Ломоносов – поистине великий человек, гениальный русский ученый, получивший мировую известность благодаря своим многочисленным талантам и достижениям в области химии
Хочу рассказать вам одну увлекательную историю про то, как я однажды играл в футбол. В нашем дворе есть деревянная коробка, где мы постоянно с друзьями собираемся, чтобы поиграть в нашу любимую игру.
В то время, как Горький написал пьесу «На дне», многие люди по разным причинам опускались на дно жизни. У них не было жилья, дома, семьи. В то же самое время существовали и другие люди
Пьеса «На дне» величайшего писателя Максима Горького - это произведение, имеющее глубокий философский смысл. В нем рассматриваются множество проблем, которые свойственны современному русскому обществу. Главной проблемой в пьесе является истина. Сразу возникает вопрос, что лучше: «жестокая правда или сладкая ложь?». Именно этот вопрос находится в центре сюжета произведения.
С первых страниц в пьесе «На дне» назревает конфликт, когда появляется Лука. Этот образ наиболее сложный и противоречивый. Его появление в «спокойной» жизни обитателей ночлежки, так называемых людей со дна, довольно неожиданное. Кто является этими обитателями? Здесь и слесарь Клещ, его жена Анна, которая всю жизнь терпела побои, ворюга Пепел, Настя - девушка легкого поведения, картузник, бывший барин, алкоголик Актер и многие другие. Все они уже давно оставили свои надежды на светлое будущее и являются отчаявшимися в жизни людьми.
Но Лука в каждом из этих людей видит необыкновенную ценность. «Мне все равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха» - он сразу заявил, когда появился. Для Луки не имеет значение прошлое человека и то, что с ним происходит сейчас. Самое важное для него заключается в вере в будущее.
С приходом Луки в жизни обитателей ночлежки происходит разлад. Он уверяет Настю, что в ее жизни все будет прекрасно, и она встретит настоящую любовь. Для Актера также есть прекрасная новость. Ему сообщают, что есть лечебница, которая поможет вылечить его проблему с алкоголем, при этом она бесплатная. Анне, которая уже была на последних вздохах жизни, он обещает, что ее загробная жизнь будет светлой и спокойной. Но несмотря на это, многие герои пытаются противостоять Луке. Они не верят ему, уверяют, что он шарлатан и врун.
Я считаю, что многие герои просто не понимали, в чем заключается простая истина. Им было тяжело понять, что для человека, а особенно обитателя «дна», не нужна правда, а он по-настоящему нуждается в утешении, надежде и сострадании.
После ухода Луки становится ясно, что именно он был единственным лучом света в темноте «дна». У всех жизнь заканчивается не лучшим образом. Актер укоротил себе жизнь самоубийством. В драке Пепел убивает Костылева и попадает в тюрьму. Все вновь возвращается на свои места. Все вокруг печально, тоскливо и преобладает чувство непонимания того, что можно все изменить. Лишь те, которые боролись за правду и доверяли Луке, одержали победу.
Я считаю, что образ Луки - это воплощение особой истины «сладкой лжи» вместо «горькой правды». Несмотря на всю хитрость и лицемерие, Лука все-таки для меня положительный персонаж.
1. «Правда» Луки.
2. Трактовка образа Луки.
3. Роль Луки в жизни обитателей «дна».
Социально-философская драма «На дне» была задумана Горьким в 1900 году. Пьеса была впервые опубликована в Мюнхене в 1902 году. В России произведение вышло в издательстве «Знание» в 1903. Пьеса показывает жизнь обитателей ночлежки. Это опустившиеся, несчастные, обездоленные люди. В их жизни не осталось ничего светлого.
Образ Луки по праву считается самым сложным в пьесе. Этот человек пытается утешить страдающих. Его позиция прямо противоречит фразе: «Правда — бог свободного человека». Лука не приемлет жестокой и злой «правды». Для него истиной является та «правда», в которую верит человек.
Лука очень добр к окружающим. Он находит для каждого именно те слова, в которых человек нуждается. Пусть это утешение не имеет ничего общего с реальной правдой жизни. Но с другой стороны, если можно сделать человека хоть немного счастливее, зачем пренебрегать этой возможностью? В пьесе поставлен сложный философский вопрос, является ли сострадание Луки лучшим, чем голая «правда», обнажающая обитателям «дна» всю убогость их существования... Каждый на этот вопрос может отвечать по-разному. Но нельзя не признать, что роль Луки в жизни других персонажей пьесы велика.
Лука не пытается кого-то в чем-то убедить: Он просто утешает тех, кто в этом нуждается. Он не навязывает свою точку зрения, и в этом проявляется его мудрость. Лука уверен: «Во что веришь, то и есть». С этим нельзя не согласиться. Субъективное восприятие человеком окружающей действительности может сильно расходиться с мнением других. Но ведь мнение окружающих совсем необязательно считать истинным. Лука помогает обездоленным обрести надежду. А ведь это очень важно для человека.
Критики не могли придти к однозначным выводам относительно образа Луки. Некоторые считали, что Лука — это положительный герой, ведь он помогает людям найти в себе что-то хорошее. Другие считали Луку отрицательным персонажем, ведь после его ухода из ночлежки обитателям «дна» пришлось еще тяжелее, потому что они были вынуждены распрощаться с иллюзиями. Отношение самого Горького к Луке было весьма противоречивым. В 1910 году писатель говорил о герое пьесы: «Лука — жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он им и говорит разные слова — для утешения».
Обитатели ночлежки относятся к Луке как к сказочнику. Они и не обольщаются относительно слов старика. Например, Пепел говорит: «Врешь ты хорошо... Сказки говоришь приятно! Ври! Ничего...». Значит, слова Луки все-таки находят отклик в душах измученных людей.
Анну Лука утешает разговорами о покое, который наступит после смерти. Для умирающей женщины эти слова могут значить гораздо больше, чем рассуждения «рабочего человека», ее мужа Клеща о том, что после ее смерти он сможет устроить свою жизнь. Значит, в данном случае роль Луки, безусловно, положительная. Актеру, страдающему от пьянства, Лука говорит о специальных лечебницах, где могут вылечить алкоголиков. Эта надежда могла бы придать силы. И нельзя вменять Луке в вину, что утратив надежду, Актер решает покончить жизнь самоубийством. Надежда на лучшую долю могла бы сделать человека сильнее, если бы у него изначально было хоть немного больше сил и желания вырваться из замкнутого круга.
Ваське Пеплу Лука говорит о том, что в Сибири его жизнь сложится не так уж плохо. «А хорошая сторона — Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там — как огурцу в парнике!» Пусть слова старика могут вызвать сомнение. Но с другой стороны, попытка вселить уверенность в завтрашнем дне лучше намерения втоптать человека в грязь, лишить его последней мечты.
Далеко не случайно Лука рассказывает притчу о том, как некий человек верил в то, что где-то есть праведная земля. И когда вера была разрушена ученым, который сумел доказать, что земли этой не существует, человек повесился. Он не смог пережить крушения своих надежд. Старик уверен в том, что ложь может нести спасение, а правда, напротив, опасна и жестока.
Образ Луки — это олицетворение гуманности и человеколюбия. Парадоксально, но он сам — такой же обитатель «дна», как и другие. Но он не утратил человеческих качеств, находит в себе доброту и сострадание для окружающих. Остальные давно уже не находят в себе хоть каплю сочувствия к тем, кто рядом. Как же удалось Луке сохранить в себе доброту? Возможно, причина этого в том, что он, в отличие от окружающих, не перестает любить и уважать людей вокруг. Даже в тех случаях, когда любить и уважать их не за что. Попытки утешить страждущих для Луки не самоценны. Он не упивается своей ролью как утешителя, он использует ложь как средство пробудить что-то человеческое в омертвевших душах обитателей «дна». И не его вина в отсутствии результата. Можно упрекнуть Луку в том, что после его ухода жизнь обитателей ночлежки стала еще более тяжелой. Им пришлось расстаться с иллюзиями, вновь они оказались лицом к лицу с реалиями жизни. Но с другой стороны, упреки в адрес старца выглядят необоснованными. Беда обитателей «дна» в том, что они бездействуют, покоряются обстоятельствам, не пытаются сделать хоть что-нибудь для изменения своей судьбы. Лука мог бы стать для Актера путеводной звездой. Но тому проще верить Сатину. Не Лука, а Сатин и Барон стали причиной самоубийства Актера. Ведь именно они убедили несчастного в том, что нет больниц для алкоголиков. С другой стороны, разве в лечебницах было дело? Разве не мог Актер поверить в свое будущее и делать попытки что-то изменить в жизни? Лука пытался повлиять на него, говорил Сатину: «А ты — почто его с толку сбиваешь?» Остальные с безразличием относятся к словам, как своим, так и чужим.
Лука покидает ночлежку, потому что он не может изменить ход вещей. Не в его власти помочь людям покинуть «дно», стать полноправными членами общества. Лука понимает, что его помощь обездоленным не может быть чем-то материальным, ощутимым. Роль утешителя не может быть постоянной, иначе она обесценится. Попытки вселить надежду, ободрить должны напоминать вспышку света в непроглядной темноте. А потом люди уже сами станут решать, предпринимать ли им что-нибудь или нет. Пьеса не дает ответа, изменится ли жизнь хоть кого-то из обитателей дна. И, на мой взгляд, это не случайно; Горький в произведении поставил сложнейшие вопросы, ответить на которые каждый может по-своему.
Лука — самый спорный и самый важный герой пьесы М. Горького «На дне». Спорный потому, что трактовать его образ как-то однозначно приемлемо для большинства невозможно — восприятие Луки зависит исключительно от личных качеств читателя, зрителя. Важный потому, что он — олицетворение проблемы, затронутой в произведении: что нужно человеку — жестокая правда о нём или сочувствие и «ложь во спасение»?
Лука появляется в ночлежке Костылёвых, когда мы уже знакомы со всеми её обитателями и их проблемами-трагедиями. Это старик 60 лет, странник, который ничего не рассказывает о себе, умело уходя от прямых ответов на все личные вопросы. Мы узнаём только, что когда-то он сторожил дачу под Томском, возможно — беглый каторжник.
Ко всем ночлежникам Лука относится ровно и доброжелательно, а кому-то становится утешением. Анне, умирающей от чахотки и совершенно забытой, внушает, что смерть станет освобождением от страданий, боли, желанным покоем: «Ничего не будет! Ничего! Ты — верь! Спокой и — больше ничего!» Ваське Пеплу указывает путь к освобождению и от воровства, и от «любовного рабства» — бегство в Сибирь. Но самой вопиющей «ложью» критики считают рассказ Луки о лечебнице, в которой алкоголиков излечивают: странник обнадёживает запойного Актёра, что тот вылечится и вернётся в театр.
Анна умирает. Актёр на какое-то время бросает пить — готовится, по совету Луки, к лечению. Пепел всё серьёзнее задумывается о Сибири и зовёт с собой Наташу. Но однажды в ночлежке происходит драка, в которой убивают хозяина Костылёва. А потом обнаруживается, что Лука исчез.
Ночлежники обвиняют Луку, что тот врал им и своим враньём нарушил пусть жестокий, но равновесный порядок в их мирке. Во лжи странника обвиняют и многие критики, утверждая, что та привела к преступлению и ещё большему разочарованию без того несчастных людей.
Но врал ли Лука?..
Характеристика героя
Луку невозможно охарактеризовать как личность. Старичок, тихий, добренький, услужливый, хитрый, скрытный — вот и всё. О себе не рассказывает, другими живо интересуется, на злые слова не реагирует, других не осуждает, даже жалеет: "...Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел… Я те скажу — вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!.."
Коллизия интерпретаций его образа в том, что одни рассказы Луки трактуют как разрушительную ложь, другие — как дар надежды.
Про что соврал Лука? Что в Сибири можно начать новую жизнь? Но так и было: в далёкой и богатой Сибири беглые находили себе и приют, и возможность жить по-другому — земля здесь была свободная и даровая, кто работал — не бедствовал.
Философию Луки объясняет его рассказ о праведной земле, где всё — по уму и справедливости. Пока верил человек в праведную землю — работал, крепился, «духа он не терял». А как рассказал ему учёный, что нет такой земли, так и погиб человек…
(Иван Москвин в роли Луки, с двадцати восьми лет играл роль в спектаклях МХТ по пьесе М.Горького "На дне" )
Лука, много видавший и переживший, верит, что можно спасти добром, добрым и обнадёживающим словом. Но не пустым, а имеющим реальную основу. Только и человек должен захотеть, найти силы спастись.
Лука исчезает, выполнив свою «миссию». Он указал путь — подарил «удочку» голодному. Но его ли вина в том, что «голодный» совершенно разучился что-то делать. И, в общем-то, не хочет.
Ночлежка Горького — это «пещера философов», а не работников. Их не спасёт уже ни жестокая правда, ни мечта. Каждый обитатель «пещеры» получает своеобразное удовольствие от того, как живёт — без дела, без денег, но не голодный и без забот.
Образ героя в произведении
Сложная интерпретация образа Луки — это сложный ответ на вопрос, что надо человеку, чтобы быть человеком.
«Молчать! ...молчать о старике!.. Старик— не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал... вы — нет!» — так прекращает осуждение Луки Сатин — самый симпатичный, умный и живой из всех обитателей ночлежки.
Его слова можно принять за позицию Горького — так весомо они звучат. Действительно: странник Лука каждому говорил о нём же лучшее, возможное, то, что человек может и должен совершить. И где-то в другом месте слова Луки станут спасением, обретением, а здесь — дно.
Здесь те, кто сам выбрал такую жизнь. Горький с детства знал, что значит быть нищим, без угла и поддержки. И знал, что можно выкарабкаться, потому что сумел.
Потому не стоит обвинять Луку во лжи — он как раз говорил правду о человеке: «Во что веришь, то и есть».
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Завязкой конфликта в пьесе Горького «На дне» является появление странника Луки. Он сразу же оказывается в центре внимания ночлежников, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.
Вопрос
Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит Лука при первом появлении в ночлежке?
Ответ
«Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».
Вопрос
Кто такой Лука? Что узнают ночлежники о его прошлом?
Ответ
О себе Лука практически ничего не рассказывает. Он произносит лишь загадочную фразу: «Мяли много, оттого и мягок». Кроме того, ночлежники узнают о том, что Лука служил сторожем у инженера под Томском, и, когда на дом напали грабители, он сначала, наставив на них ружье, заставил их выпороть друг друга, а затем, как говорится, дал слово молвить. Оказалось, что это беглые каторжники, которым надоело побираться, и они решили пойти на грабеж. Лука пожалел грабителей и оставил их у себя зимовать.
У Луки, скорее всего, нет документов. На требование Василисы дать паспорт он отвечает уклончиво: «Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его…». Возможно, Лука скрывается от полиции, бродяжничает. В разговоре с Пеплом Лука оставляет без ответа предположение о том, что и у него были проблемы с законом – возможно, и он убил когда-то человека.
Вопрос
Каким образом Лука действует на ночлежников?
Ответ
Лука приносит утешение обитателям ночлежки, вселяет в их души надежду, веру в лучшее, старается в каждом найти хорошее.
Вопрос
Кого и как «утешает» Лука? Ответы докажите примерами из текста.
Ответ
Лука «утешает» Анну, Настю, Актера и Пепла. У каждого из героев он находит «слабое место», поэтому слова утешения всегда оказываются очень своевременными. Лука находит добрые слова для умирающей женщины, которая очень боится смерти.
Пепел, сначала отнесшийся к Луке скептически, постепенно поддается его рассказам, решает бросить воровство и отправиться в Сибирь, чтобы начать новую жизнь.
Актеру Лука рассказывает о лечебнице для алкоголиков и дает ему надежду на выздоровление.
Насте Лука ничего не обещает, он просто становится для нее благодарным слушателем, делает вид, что верит в ее рассказы о прекрасной и несчастной любви, случившейся в ее жизни.
Вопрос
Преследует ли Лука какие-нибудь корыстные цели, обманывая людей?
Ответ
Лука не имеет никакой выгоды, разговаривая с ночлежниками, единственная причина, побуждающая его утешать – «понять хочется дела-то человеческие…»
Вопрос
В чем видит смысл жизни Лука?
Ответ
По мнению Луки, все люди живут «для лучшего», для того чтобы однажды появился особенный человек и улучшил человеческую жизнь своим мастерством и талантом: «По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!
Вопрос
В чем смысл жизни, по мнению Сатина? Прокомментируйте роль монолога о Человеке для понимания проблематики пьесы.
Ответ
Главная жизненная ценность, по мнению Сатина, – свобода творить и преобразовывать мир по своему желанию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и его мозга! Не следует унижать человека жалостью». Сострадание необходимо лишь тем, кто «слаб душой… и кто живет чужими соками».
В монологе о человеке содержится ответ самого автора на вопрос о правде. Лука – «утешитель» уходит со сцены тихо, украдкой, боясь оказаться в полиции за участие в драке, Сатин же остается и в IV акте, «сильном месте драмы», произносит слова о Человеке, которого нужно уважать и не унижать жалостью. В монологе Сатина можно увидеть и оправдание «утешительства» Луки. Сатин говорит о людях, которые лгут красиво, вдохновенно, возбуждающе, из жалости к человеку. Важность данного эпизода для выяснения авторской позиции подчеркивает то, что все персонажи, кроме Сатина, на время как бы «замирают», их внутреннее состояние комментируется авторской ремаркой:
«Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».
Вопрос
Как Сатин относится к работе?
Ответ
Сатин не хочет работать. Он считает, что люди работают для того, чтобы быть сытыми. А человек – выше сытости.
Вопрос
Чьи убеждения Луки или Сатина вам ближе?
Вопрос
В чем смысл имени Лука?
Ответ
С одной стороны, это имя напоминает библейского евангелиста Луку и означает «светлый», а с другой, Лука – ассоциируется со словом «лукавый», то есть «черт».
Вопрос
В чем разница жизненных убеждений Сатина и Луки?
Ответ
Жизненные позиции Луки и Сатина в критике традиционно противопоставляются. Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам «сон золотой». Сатин же разоблачает его «рабское» миропонимание и утверждает идеал свободного человека.
И для Сатина, и для Луки единственной ценностью и мерилом нравственности является человек, его убеждения и внутренний закон. Оба они предлагают ночлежникам «преодолеть» жизнь лишь собственными силами. Никакие ценности извне не существуют для них: для Сатина нет общественных законов, а для Луки – Бога («Во что веришь – то и есть»).
Провозгласив ценностью конкретного человека, и Сатин и Лука ратуют за человека вообще. По мнению Луки, все люди живут ради появления лучшего, совершенного человека. Сатин же видит в выдающейся личности воплощение всего человечества.
Обе жизненные позиции не выходят за рамки разговоров. Лука только обещает изменить жизнь Насти, Наташи, Актера, Пепла. Рассуждения Сатина тоже носят для него самоценный, эстетический характер и не приносят никакой практической пользы.
Предложенные Сатиным и Лукой способы ухода от реальности оказываются, в конечном итоге, несостоятельными, они не приносят облегчения ни своим авторам, ни ночлежникам. Пьяница и шулер Сатин гниет на нарах, рассуждая о величии гордого человека, странник Лука снова пускается в бега, обманутые ночлежники остаются ни с чем.
Критика часто обвиняла Луку в самоубийстве Актера, но ведь и проповедь Сатина его не спасла. Поэтому постановка проблемы истинного и ложного гуманизма в пьесе и тем более соотнесение истинной любви к человеку с образом Сатина не представляются справедливыми. Сатин и Лука – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором во всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым.
Итоги
Горький не приемлет пассивное сознание, идеологом которого он считает Луку. По мнению писателя, оно может лишь примирить человека с внешним миром, но не подвигнет его этот мир изменить. Хотя Горький не принимает позицию Луки, этот образ как бы выходит из-под авторского контроля. По воспоминаниям актера И.М. Москвина, в постановке 1902 года Лука предстал как благородный утешитель, почти спаситель многих отчаявшихся обитателей ночлежки.
Лука – живой образ именно потому, что он противоречив и неоднозначен.
Литература
Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001
Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002
Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005